Регион, как точка опоры

Спецвыпуск
Арктика
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
Уникальное географическое положение Ненецкого автономного округа делает его опорным регионом России по освоению минерально-сырьевых богатств Арктики. А дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры округа придаст мощное ускорение развитию всего российского Севера
Регион, как точка опоры

Ненецкий автономный округ часто называют форпостом России в Арктике. Это верно даже географически. НАО — единственный российский регион, почти полностью находящийся за Полярным кругом. Поэтому развитие его транспортной инфраструктуры в интересах освоения всей российской части Арктики губернатор НАО Игорь Федоров считает первостепенной задачей окружных властей.

Открыть дорогу

В последнее время много говорится о том, что России надо возвращаться к освоению Арктики и приарктической зоны. Есть ли реальные движения государства в этом направлении и как они сказываются на округе?

— Как раз именно в последнее время мы не только стали ощущать внимание государства к этим вопросам, но и увидели конкретные шаги. Хотя я бы назвал это двусторонним движением. В последние годы Ненецкий округ активно заявляет о необходимости освоения Арктики на региональном и федеральном уровнях. Только в этом году в Нарьян-Маре прошло три крупных мероприятия общегосударственного масштаба. Весной на международной конференции «ЕвроАрктика-2011» обсуждались вопросы и проблемы дальнейшего освоения углеводородных арктических месторождений. Летом вопросы развития транспортной инфраструктуры поднимались на заседании Морской коллегии, а также на Совете безопасности России.

Это дает результаты. Практически решен вопрос о передаче  Нарьян-Марского авиаотряда в окружную собственность, что позволило не только сохранить предприятие, но и обеспечить дальнейшее развитие. Авиаотряд способен осуществлять грузоперевозки практически любой сложности и сейчас активно подключается к доставке грузов для недавно установленной в НАО морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Мы сумели сохранить уникальный для этих широт аэропорт в Амдерме, который может принимать самолеты любых типов. Он достался нам в наследство от сил ПВО. Мы провели огромную работу и добились финансирования этого аэропорта из федерального бюджета, а с 2012 года аэропортовский комплекс переводится из ведения Минобороны в статус казенного предприятия, что позволит избежать его банкротства и превратить умирающий поселок Амдерма в опорную точку освоения Северного морского пути.

Сейчас соответствующие мероприятия проводятся в отношении морского торгового порта Нарьян-Мара. Порт, принадлежащий Российской Федерации, находится от администрации округа практически через дорогу, но мы не имеем адекватной информации о его работе. Затягивание решения вопроса принадлежности порта уже привело к тому, что системообразующее предприятие стоит на грани банкротства. В этой связи я предложил в целях оздоровления предприятия рассмотреть вопрос о передаче 100 процентов акций ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» в собственность или в управление администрации Ненецкого автономного округа.

Основной российский транспортный арктический проект — возрождение сквозного движения по Северному морскому пути (СМП). И каждый из приарктических регионов претендует на то, чтобы быть главным на этой морской трассе. Какие преимущества и перспективы