История личных свидетельств

Книги
Библеистика
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
История личных свидетельств

Новая парадигма изучения текстов Евангелий позволила обосновать некоторые факты в самой изучаемой истории — истории Иисуса. Исследование новозаветных текстов, истории становления христианства и деяний «простого человека Иисуса» — старая ветвь протестантской критической мысли. Почти весь ХХ век ведущей была научная традиция, которую можно назвать фольклорной, — считалось, что между записью Евангелий и событиями жизни Христа прошло несколько веков, общины верующих пересказывали и изменяли истории о нем. Автор Евангелий — народ, и определенной линии традиции текста установить невозможно. Были выделены маленькие «элементарные рассказики», которые потом оказались сведены в книги, каковые — как целое — выдуманы редакторами-компиляторами.

В конце ХХ века возникло направление, быстро вытесняющее эту гипотезу: есть данные, которые свидетельствуют о достаточной древности текстов Евангелий. Новое направление утверждает, что существовала традиция очевидцев: участники истории жизни Иисуса десятками лет рассказывали — свидетельствовали — о том, как все происходило. Эти истории близко к тексту передавались, уточнялись у тех же очевидцев, собирались и записывались. Гарантия верности — имя очевидца, иногда — имя того, кто подробно расспросил очевидца, кто собрал истории нескольких очевидцев.

Вместо безличного творчества масс возникает история имен, история личных свидетельств, где слова проверялись, подтверждались и уточнялись, а затем, в конце I — начале II века, были записаны первыми компиляторами, создававшими тексты евангельских историй.

Автор — один из ведущих исследователей этого направления библеистики — обстоятельно излагает научное изучение предания. А сопоставительный анализ показаний свидетелей позволяет перейти от богословия к исследованию биографий.

Бокэм Ричард. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. — М.: Эксмо, 2011. — 669 с. Тираж 3000 экз.