Terra energia

Спецвыпуск / Арктика Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Главное условие — соблюдение экологической безопасности и интересов коренного населения
Фото: ИТАР-ТАСС

В Ямало-Ненецком автономном округе активно обсуждается стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года. Ее разработчики полагают, что в ближайшие десять лет экономику Ямала ожидает прорыв, какого здесь не было со времен разработки первых месторождений нефти и газа. Основой роста останется добыча углеводородов, в связи с этим будут разрабатываться новые месторождения полуостровов Ямал, Гыдан и Пригыданского шельфа (по прогнозам, совокупная добыча может достигнуть 312 млрд кубометров газа в год). Но при этом программный документ предполагает переход от простой добычи сырья к его переработке и выпуску конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. О роли Ямала в освоении заполярных территорий рассказывает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Ямал называют воротами для освоения арктического шельфа. Как вы оцениваете перспективы использования Северного морского пути, в том числе для продуктов, производимых в ЯНАО?

— Северный морской путь является главной арктической магистралью, объединяющей региональные транспортные подсистемы европейского, сибирского и дальневосточного Севера. Развитие СМП — часть национальной политики России. Рентабельная, устойчиво работающая арктическая транспортная система будет сформирована на основе эффективного государственно-частного партнерства. Государство участвует в развитии и содержании объектов федеральной собственности — акваторий, ледокольного флота, в обеспечении безопасности мореплавания, а коммерческие структуры создают арктический транспортный флот, участвуют в развитии портового хозяйства и инфраструктуры. Кроме того, будет усовершенствована тарифная политика. С помощью этой транспортной системы на рынки Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии будет доставляться СПГ.

Этот путь может стать основой гибкой коммерческой системы реализации природного газа, не зависящей от стран-транзитеров и удаленности потребителей от магистральных трубопроводов. Мы ставим перед собой задачу завершить формирование необходимых мощностей к старту нового российского центра по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ». Сроки предельно сжатые, но мы готовы сегодня форсировать события. Понятно, что если это сделаем не мы, наше место займут другие.

Инвестиции в будущее

Какие иностранные компании рассматривают сегодня возможность участия в проекте освоения ямальского арктического шельфа? По оценке правительства России, проект «Ямал СПГ» может потребовать до триллиона рублей инвестиций.

— В июле 2011 года комиссия правительства России по контролю за иностранными инвестициями одобрила сделку по покупке французской компанией Total 20 процентов акций российской компании «Ямал СПГ», владеющей лицензией на разработку крупного Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Контролирующим акционером «Ямал СПГ» сегодня является российская компания «НоваТЭК», крупнейший в стране независимый производитель газа. Большой опыт в привлечении инвестиций в данном направлении им