Дешевый, надежный, актуальный, в кредит

Русский бизнес / Потребительский обзор Нынешний потребитель хочет больше функциональности по доступной цене. Производителям непросто соответствовать этим требованиям: их издержки растут, а маржа сокращается
Коллаж: Сергей Жегло

"Спрос стал непредсказуемым. Никто не знает, что будет завтра. Долгосрочные бизнес-планы уже не актуальны" — Кейс Маклагин, генеральный директор компании Electrolux, заметил главную тенденцию потребительского рынка. Сигналы, на которые ориентировались производители до кризиса, исчезли, компаниям приходится двигаться вслепую. Привязанность к эмоциям, стремление к развлечениям — все эти факторы, взращенные благополучием 1990-х и 2000-х, в кризис сошли на нет. Вернутся ли они? Или потребительские тренды радикально изменились? Дать однозначный ответ на эти вопросы пока не берется никто.

В России, несмотря на ее значительное отставание от развитых стран в индустриальном плане, темпы потребления последние десять лет были одни из самых высоких. Во всех отраслях активно, с динамикой свыше 20% в год, развивался средний рыночный сегмент. Не менее активно рос рынок товаров роскоши: в нашу страну устремилось большинство люксовых марок, именно здесь они были представлены наиболее широко. Жажда новых товаров и услуг, возникшая еще во времена советского дефицита, была главным драйвером потребительского бума, несмотря на то что у большей части населения так и не появилось возможности насытить свои базовые потребности.

Ситуация изменилась с кризисом. Последние два года продажи дорогих и средних по цене товаров стремительно сокращались, стабильным остался лишь дешевый сегмент рынка. Правда, сказать однозначно, что спрос надолго сместился в дешевый сегмент, нельзя. В различных сегментах иногда «выстреливают» разные продукты. Главный тренд — стремление получить больше функциональности, эффективности по доступной цене. Люди внимательнее относятся и к дизайну, к актуальности товара. Псевдоновинки, на которых компании зарабатывали деньги в прошлом десятилетии, уже никому не нужны.

Интересно, что в последние месяцы двигателем потребительского спроса выступают регионы. В то время как в Москве и Санкт-Петербурге покупатели активны в основном на рынке продуктов питания, в регионах покупают квартиры и товары длительного пользования: машины, мебель. Объясняется это, судя по всему, тем, что столичные города первыми реализовали отложенный в кризис спрос, в то время как регионы занимали выжидательную позицию. Кроме того, население регионов более активно участвует в ипотечных и кредитных программах. И наконец, нестабильность на финансовых и валютных рынках стимулирует людей на то, чтобы тратить сбережения: в большей степени именно в регионах покупка квартиры или машины по-прежнему воспринимается как вложение денег.

Регионы растут на ипотеке

«Рынок сложный. Продажи точечные. Предложение в сегменте новостроек сильно ограничено. Новых проектов почти нет. Катастрофический дефицит новых объектов в центре. Боюсь и предположить, как это может отразиться на стоимости жилья», — так описывает ситуацию, которая складывается на московском рынке недвижимости, один из столичных риэлтеров. Впрочем, признается наш собеседник, пока с ценами ничего не происходит — они стагнируют, упираясь в огран

Большинство региональных центров опережает Москву по темпам роста цен на жилье
Спрос на жилье в регионах опирается на ипотеку
Затраты домохозяйств на товары повседневного спроса растут
Российский автомобильный рынок скоро достигнет докризисных рекордных объемов