Игра первым составом

Эксперт 400 Расширение инфраструктуры и повышение мобильности населения — основа развития страны. Российские железные дороги ставят перед собой задачу не только обеспечить развитие экономики, но и усилить активность в международных перевозках
Фото: ИТАР-ТАСС

Принятая в 2008 году «Стратегия развития железных дорог до 2030 года» стала настоящим прорывом: с 1990 года протяженность путей в России оставалась на уровне 85–87 тыс. км. В документ заложены два варианта, в зависимости от того, каким путем станет развиваться российская экономика: минимальный (сырьевой) и максимальный (инновационный). И даже по минимальному плану предполагается за двадцать лет увеличить протяженность путей на целых 16 тыс. км, а по инновационному — на 20,7 тыс., то есть почти на четверть. Предполагается также закупить почти миллион новых грузовых вагонов — то есть обновить почти 90% парка. О том, как идет выполнение этой программы, рассказывает президент ОАО РЖД Владимир Якунин.

— С 2003-го по 2008 год железные дороги обеспечили прирост пассажирооборота на 11,6 процента, грузооборота — на 26,8 процента. И произошло это, несмотря на ограниченные пропускные способности основных направлений сети, недостаточные объемы капитального ремонта инфраструктуры. Себестоимость железнодорожных перевозок снизилась на 16 процентов, а производительность труда в компании выросла на 50 процентов!

В краткосрочной перспективе (до 2015 года) и в долгосрочной (2020–2030 годы) нужно развивать инфраструктуру на направлениях в порты Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока. Необходимо развитие транзитного потенциала России с использованием Транссиба.

Развитие инфраструктуры должно опережать общее развитие экономики, давая ей рост. Безусловно, глобальный экономический кризис существенно повлиял как на экономику страны в целом, так и на инвестиционную программу РЖД. Но в большинстве государств — Китае, странах ЕС, США — одним из способов преодоления кризиса выбрали ускоренное развитие инфраструктуры. И на совещании 27 февраля 2010 года в Сочи председатель правительства Владимир Путин поручил изыскать 400 миллиардов рублей для дополнительного финансирования инфраструктурного развития.

Значит, планы строительства 11 тысяч километров скоростных магистралей сокращены не будут?

В России высокоскоростное движение существует с 2010 года, поезда «Сапсан» связывают Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую, Владимирскую и Нижегородскую области. 30 мая 2011 года перевезен трехмиллионный пассажир, а средняя загрузка поездов превышает 80 процентов, что говорит о востребованности продукта. В конце августа Владимир Путин подписал распоряжение о разработке проекта строительства выделенной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Перечень мероприятий по решению земельных вопросов для строительства должен быть готов до конца 2011 года. Планируется, что проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства с привлечением ведущих мировых компаний в рамках контракта на тридцать лет. Объем инвестиций, по данным ОАО «Скоростные магистрали», превысит 700 миллиардов рублей.

Готовится к реализации проект высокоскоростной магистрали Москва—Нижний Новгород—Казань—Екатеринбург. Он был включен в предложения РЖД по изменению «Стра

ОАО «Российские железные дороги» входит в тройку крупнейших железнодорожных компаний мира. Выручка в 2010 году (МСФО) — 1,33 трлн руб. (прирост на 18%), чистая прибыль — 208,3 млрд руб. (прирост на 75%).

В нынешнем рейтинге крупнейших компаний России «Эксперт-400» РЖД заняли 4-е место.

В ближайшие 20 лет длина российских железных дорог вырастет на четверть
К 2030 году протяженность российских железных дорог вырастет до 11 тыс. км
Железные дороги останутся основными перевозчиками грузов и пассажиров в России и в долгосрочной перспективе