Дорожное строительство в новой системе координат

Спецвыпуск
Москва, 10.10.2011
«Эксперт» №40 (773)
В преддверии масштабных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры государство намерено усовершенствовать правила игры в этом сегменте строительного рынка

Долгое время российское дорожное строительство было лишено необходимого условия роста: прогнозируемых объемов работ, обеспеченных долгосрочным финансированием. Если в странах с высокоразвитой транспортной инфраструктурой инвестиции в развитие дорожной сети составляют от 3 до 6% ВВП, то в нашей стране этот показатель до сих пор не превышал 2% ВВП.

Однако в последнее время в отрасли создаются предпосылки к инвестиционному подъему. Во-первых, федеральные власти намерены увеличить объемы бюджетных вливаний в инфраструктуру. Учреждаются федеральный и региональные дорожные фонды. До 2020 года в них может быть аккумулировано более 8 трлн рублей. Из 4,5 трлн рублей, собранных в федеральном фонде, 2,7 трлн планируется направить на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 трлн — на их ремонт и содержание. По экспертным оценкам, ежегодный объем бюджетных инвестиций в дорожное хозяйство возрастет с нынешних 500–600 млрд рублей до 1–1,2 трлн.

Во-вторых, помимо госконтрактов возник дополнительный инвестиционный ресурс в виде концессионных проектов с участием частного капитала. Уже реализуются пилотные концессионные проекты (строительство участка будущей автодороги Москва—Санкт-Петербург, а также обхода подмосковного Одинцова).

В-третьих, государство предпринимает шаги по повышению эффективности строительного сектора. На состоявшемся в этом году в Твери правительственном совещании по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог принят ряд важных решений, имеющих стратегическое значение для отрасли. Правительство намерено упростить дорожникам доступ к месторождениям нерудных полезных ископаемых при реализации крупных инфраструктурных проектов, а также усовершенствовать процедуру изъятия земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции дорог. Создаются условия для внедрения в российскую практику контрактов жизненного цикла и других схем государственно-частного партнерства: будет изменен порядок оценки проектной документации, учета затрат на строительство (с отделением затрат на подготовку территории и выкуп земли от затрат на строительно-монтажные работы), скорректированы процедуры размещения госзаказа. Планируется создать банк типовых решений по конструкциям дорог и искусственным сооружениям, проработать процедуру формирования перечня НИОКР в дорожно-строительном машиностроении, технологиях дорожного строительства с целью увеличения объемов финансирования научно-исследовательских разработок в дорожно-строительной отрасли. Некоторые из новых элементов госполитики в дорожно-строительном секторе «Эксперт» обсудил с заместителем руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Николаем Быстровым.

В Росавтодоре вы курируете несколько направлений, в том числе ценообразование. Каким образом правительство намерено решать проблему сезонного завышения цен на базовые нерудные стройматериалы, используемые при строительстве дорог: песок, щебень. Подрядчики утверждают, что эта тема для них одна из самых болезненных.

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама