Интенсивность использования железнодорожной инфраструктуры сейчас находится на максимальном с 1992 года уровне, а инвестиции в ее развитие — на самом низком с 2004-го. Для развития железнодорожной сети и недопущения роста внутренних тарифов необходимо расширить рыночные возможности ОАО РЖД и пересмотреть принципы экспортного тарифообразования

Фото: ИТАР-ТАСС

Устойчивое развитие может быть обеспечено только на основе роста реальной экономической эффективности. Для России это напрямую связано с развитием и эффективным функционированием железнодорожного транспорта — одной из базовых отраслей экономики и стержня транспортной системы страны, в которой он выполняет 42% (а без учета трубопроводов — 85%) совокупного грузооборота.

Нагрузка растет

В докризисный период была установлена высокая степень взаимосвязи между макроэкономической динамикой и объемами грузовых железнодорожных перевозок. Поэтому есть все основания для того, чтобы, основываясь на тенденциях их изменения, сделать значимые выводы относительно посткризисной ситуации в экономике страны.

Динамика среднесуточной погрузки грузов на железнодорожном транспорте к уровню докризисного 2007 года показана на графике 1. Правая, восходящая ветвь кривой погрузки (после самого глубокого ее падения в январе 2009 года) — гораздо более пологая, чем левая. При этом со второго полугодия 2010 года она становится близка к горизонтальной прямой. То есть проявляются признаки L-образного тренда — это тревожный симптом депрессивных явлений в экономике. В этих условиях главной задачей становится повышение динамичности и обеспечение устойчивости экономического роста в стране, недопущение L-образной конфигурации экономической динамики.

Помимо институциональных и финансовых стимулов экономического роста необходимое условие улучшения макроэкономической динамики — адекватное развитие железнодорожного транспорта, который является как основным инструментом реализации экономических взаимосвязей между регионами России, так и главным проводником экспорта российских товаров на мировые рынки. Поэтому очень важно сопоставление динамики ключевых макроэкономических показателей с показателями деятельности ОАО РЖД — владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования и главного грузового перевозчика в нашей стране (см. таблицу).

Выполнявшиеся в докризисный период исследования показали очень высокую (близкую к единице!) корреляцию между динамикой погрузки на железнодорожном транспорте и показателями промышленного производства в стране. Однако в 2007–2010 годах произошел существенный разрыв между динамикой промпроизводства (98,7%) и динамикой погрузки грузов на железной дороге (89,7%). Это свидетельствует о том, что посткризисное восстановление отраслей, традиционно относимых к тяжелой промышленности (за исключением добычи и переработки углеводородного сырья, обслуживаемых преимущественно трубопроводным транспортом), и строительства, формирующих основную грузовую базу железнодорожного транспорта, идет недостаточными темпами. При этом экспортные железнодорожные перевозки демонстрируют гораздо более высокую динамику по сравнению с внутригосударственными (см. график), а это оборотная сторона недостаточного развития внутреннего спроса.

С учетом большей дальности экспортных перевозок увеличение их доли — главная причина роста перевозок средней дальности, которая только с 2007-го по 2

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама