Новый немецкий бизнес

Международный бизнес
Москва, 10.10.2011
«Эксперт» №40 (773)
Все больше молодых немцев отказываются от предсказуемо медленной карьеры наемного работника и открывают собственный бизнес. Именно молодые предприниматели могут стать основой нового экономического роста страны

Фото: Сергей Сумленный

«Вы же знаете поговорку: пред­приниматель — это тот, кто что-то предпринимает. Иначе что же он за предприниматель-то? Можно долго ругаться, ныть, жаловаться — или взять все в свои руки и решить проблему», — 30-летний Андреас Хан энергично жестикулирует, сидя в своем крохотном бюро, отделенном тонкой перегородкой от подсобного помещения книжного магазина в саксонском Мариенберге. Маленький городок в паре километров от границы с Чехией, в далеко не самом процветающем регионе Германии — одно из последних мест, где можно представить себе развитие успешного стартапа. Однако на вопрос, почему книжная лавка была открыта именно здесь, Андреас Хан не задумываясь отвечает: «Ну не могут же все переехать в Берлин. Я вырос здесь, я знаю этот регион, почему бы мне не открыться здесь»?

Молодое спасение

Воодушевленный ответ Андреаса Хана звучит сегодня само собой разумеющимся, однако пять лет назад ситуация с книжным бизнесом представлялась не столь однозначной. Книжная лавка в соседнем городке Ольбернхау — первое приобретение Андреаса — была банкротом. Мало кто верил, что из умирающего бизнеса может получиться что-то путное. Решение 25-летнего Андреаса основать с шестью партнерами компанию-товарищество и выкупить лавку-банкрота казалось многим безрассудным. Тем не менее друзья собрали 20 тыс. евро стартового капитала, выкупили обветшалый бизнес и начали превращать его в совершенно новый проект.

Впервые в городе они решили совместить книжную лавку с кафе, установив в магазине кофейный автомат. Серьезно расширили ассортимент, убрав при этом некоторые неходовые товары. Целью Андреаса было превратить книжную лавку в центр социальной жизни городка.

«80 процентов наших клиентов могут делать заказы на Amazon. Почему они этого не делают? Потому что покупка имеет социальный аспект. Это момент коммуникации, общения. Доходит до того, что клиенты приходят с распечатками из Amazon и спрашивают: можете заказать эту книгу? — с гордостью говорит Андреас. — Половина клиентов, которые приходят к нам, идут не за книгами или газетами, они идут за подарком. Им надо предложить что-то особенное. Например, вот бутылка вина из Израиля — почему бы не купить ее? Или книги местных авторов, может, где-то они продаются плохо, а у нас идут отлично. История Судетов, например, или романы, написанные местными писателями».

Наконец, самым радикальным изменением работы книжной лавки стала продажа в ней железнодорожных билетов. «Вначале Deutsche Bahn скептически воспринял идею, мол, что за партнеры, насколько они серьезны», — вспоминает Андреас Хан. Но амбициозному молодому бизнесмену удалось убедить железнодорожников, что именно его лавка является ближайшей точкой продажи билетов для проживающих в округе 50 тыс. человек. Сегодня на это направление приходится 50% оборота предприятия. И хотя в прибыли компании комиссия от продаж билетов составляет лишь 15–20%, консультации покупателей делают Андреаса Хана и его коллег известными и уважаемыми в городке людьми. «Тут то же самое, что и с книгами. Клиен

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама