«Нас считали немножко сдвинутыми…»

Русский бизнес
Конгресс "Газелей"
«Эксперт» №42 (775) 24 октября 2011
Создатели динамично растущей группы компаний «Полипластик» сделали ставку на развитие бизнеса и компетенций в незаполненных лакунах российской полимерной индустрии. Это дало им экспоненциальный рост продаж на целых два десятилетия
«Нас считали немножко сдвинутыми…»

Не будет преувеличением сказать, что на исходе истории Советского Союза в стране не было такой отрасли, как производство полимерных композитных материалов (компаундов). В 1991 году объем производства полимерных композитов не превышал и пятнадцати тысяч тонн, притом что мировое производство этих новых материалов в то время давно уже перешагнуло миллионный рубеж. Страна гордилась рекордными выпусками чугуна и стали, а о таком важном сырьевом секторе, как полимерные композиты, как-то забыла. Основная потребность СССР в композитах удовлетворялась за счет импорта. Именно этот диссонанс двадцать лет назад подвиг химика-технолога Мирона Гориловского и его институтских товарищей заполнить пустующую нишу. Так началась история группы «Полипластик», которая год за годом наращивала свои мощности и компетенции в этом сегменте полимерного рынка. За двадцать лет «Полипластик» увеличил производство композитов в 135 раз (см. график 1), построил два мощных завода в Москве и Саратове (см. таблицу 1), создал свой научно-технический центр, разработавший и запустивший в серийное производство более 250 марок композитов, в том числе свыше 100 уникальных для России окрашенных компаундов. Сейчас группа «Полипластик» входит в число пяти-шести крупнейших производителей композитов в Европе.

Но это еще не все. Не менее удачно Гориловский и партнеры вошли еще в одну незанятую нишу — в производство полимерных труб. Этот рынок «Полипластик», по сути, создавал с нуля. Пришлось лоббировать смену стандартов строительства в России, пропагандировать применение полимерных труб для сетей водоснабжения, канализации, отопления и газоснабжения. Но это того стоило. Сейчас группа уверенно чувствует себя на рынке полиэтиленовых и частично полипропиленовых труб, занимая почти две трети российского рынка. С 1992 года компания смогла нарастить производство полимерных труб в 804 раза (см. график 1). С прошлого года она обгоняет австрийскую фирму PipeLife, став самым крупным производителем полиэтиленовой трубы в Европе. По гибкой тепловой трубе компания и вовсе в тройке мировых лидеров.

Группа «Полипластик» входит в число тех компаний, которые за счет своего динамизма (см. график 2) за короткий промежуток времени смогли из мелкого производителя превратиться в крупнейшего игрока российской экономики. («Полипластик» входит в число крупнейших компаний страны, занимая 318-ю строчку в рейтинге «Эксперт-400».)

«Мы никого не приватизировали, никого не выкупали, ни с кем не дрались, никого не закатывали в бетон. Мы занимались производственным бизнесом. Нас считали немножко сдвинутыми. Но мы добились своего. Мы не заработали миллиардов долларов, но зато чувствуем себя достаточно комфортно в тех областях, где мы поставили для себя основные приоритеты», — объясняет успех своего бизнеса Мирон Гориловский, президент группы компаний «Полипластик». Этим интервью с ним мы запускаем новую серию историй-кейсов о российских «газелях» — динамично растущих компаниях среднего бизнеса.

Кому-то и нитраты помогают

С ч