От лица заказчика

Русский бизнес / Рынок интеллектуальных услуг

Не хочется расстраивать коллег по интеллектуальному цеху, но мне кажется, что проблемы развития интеллектуального сектора кроются не столько в недостатке внимания к нему государства, сколько в излишне завышенных ценовых притязаниях производителей этих услуг при не очень высоком качестве. Это пресловутое несоответствие цены и качества закрывает огромный рынок, который платежеспособный спрос средних и малых российских компаний мог бы сформировать для российских интеллектуалов.

В данном случае буду выступать со стороны заказчика. Пару лет назад мы заказали исследование «Сопоставление уровня жизни в России и Европе». Задача была понять, почему в России все так дорого. Исследование стоило около 500 тыс. рублей. На предварительном этапе появился вывод, что главная причина дороговизны жизни — коррупция и, как следствие, затянутые сроки оформления документов на строительство объектов недвижимости. Исследован был очень ограниченный ассортиментный ряд, и нас такой вывод не удовлетворил неполнотой. Однако пожелание существенно расширить исследуемый ассортимент не вызвало удовлетворения уже у исполнителя.

Раз пять мы обращались к российским дизайнерским агентствам с пожеланием разработать креатив для рекламной кампании «Эксперта». Стартовая цена — 300 тыс. 30% предоплаты, за подготовку предложений. Один раз из этих пяти предложение было нами принято, и кампания была очень хороша, однако это случилось еще до расцвета рынка (о котором пишут авторы статьи), в середине 2000-х.

Стоимость разработки маркетинговой стратегии — минимум 1,5 млн, при этом на выходе ты можешь не получить ничего, если сам хорошо не поработаешь.

Коллеги с телевизионного рынка, желающие поработать на новом интеллектуальном телевидении, шарахаются от наших ставок. Стоимость человека, претендующего на генерального продюсера очень маленького телеканала, начинается с 400 тыс. рублей.

И ладно бы на выходе было качество. Мы давно уже прекратили попытки заказывать маркетинговые исследования. Исполнители чаще всего не способны не только сформировать проект исследования, но и тем более проанализировать результаты, предложив практические выводы. Качество возникает только там, где есть наработанные западные методики. То есть на рынке FMCG. Там же, где их нет, заказчик сам придумывает, что надо узнать, и сам интерпретирует результаты. Платя фактически только за качественную выборку, и платя очень дорого. Именно поэтому проще и полезнее обратиться к западному агентству — по крайней мере, ты получаешь упакованный, легко трактуемый продукт.

Адекватные соотношения цены и качества мы стали находить на внешних рынках, у небольших компаний или индивидуальных исполнителей. Месяц полноценной работы частного американского консультанта стоил нам 300 тыс. рублей. На место российских креативщиков пришли восточноевропейские. За те же деньги, без предоплаты, на первой же встрече они предложили полноценную презентацию конкурентного положения «Эксперта» на рынке и свои идеи по продвижению; на второй — шесть концепций,