ФСФР обещает засучить рукава

Частные инвестиции
«Эксперт» №45 (778) 14 ноября 2011
ФСФР обещает засучить рукава

Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, обозначил программу действий, с помощью которой служба будет бороться со слабостью внутреннего фондового рынка и оттоком инвесторов и эмитентов за рубеж. Сейчас цифры неутешительны: отношение капитализации российского фондового рынка к ВВП составляет 66% (у Китая и Бразилии этот показатель на уровне 70%, у США — 122%). При этом за восемь месяцев 2011 года российские эмитенты (как с российской, так и с иностранной «пропиской») разместили бумаг на 4 млрд долларов на зарубежных площадках и лишь на 1 млрд долларов — внутри страны.

План ФСФР состоит из нескольких пунктов. Во-первых, служба планирует упростить эмиссию ценных бумаг, в том числе введя неполную оплату акций и облигаций при размещении и возможность торговать бумагами сразу после размещения, еще до регистрации отчета. Во-вторых, ФСФР делает ставку на развитие секьюритизации активов — в первую очередь за счет совершенствования такого инструмента, как ипотечные облигации. В-третьих, в 2012 году должен быть наконец принят Закон о пруденциальном надзоре, цель которого — предупреждать возникновение проблем у участников рынка. Наконец, ФСФР хочет улучшить корпоративное управление компаний-эмитентов, а также заставить их раскрывать конечных бенефициаров — путем лишения права голоса тех акционеров, кто останется «в тени». «Если хочешь сидеть за номинальным держателем, сиди, но тогда ты не имеешь права голосовать», — так описывает позицию службы Панкин.

Однако эти инициативы, на первый взгляд очень правильные, могут и не оказать серьезного влияния на отечественный фондовый рынок. Так, все эмитенты давно размещаются по схеме «продажа крупным акционером части пакета на IPO — получение денег — допэмиссия, выкупаемая крупным акционером на эти деньги». При такой схеме акции и так могут торговаться сразу после IPO. Попытки секьюритизации активов уже есть, но пока отсутствуют инвесторы, которым такие бумаги были бы интересны (пенсионным фондам и страховым компаниям по ряду причин пока не до них). А как будет работать требование о раскрытии конечных бенефициаров — вообще непонятно. Допустим, лишившись возможности скрываться за номинальными держателями, акционеры откроются. В этом случае мы увидим не конкретных физлиц, конечно, и даже не ОАО, а ООО и зарегистрированные на Кипре или в Люксембурге компании. Узнать их конечных бенефициаров будет практически невозможно, тем более что цепочка владельцев может быть сколь угодно длинной.