Наследник Малевича

Культура
Москва, 14.11.2011
«Эксперт» №45 (778)

Фото: Katharina Rossboth

В венском музее современного искусства MUMOK наградили лауреатов одного из главных европейских художественных конкурсов Henkel Art.Award.

В юбилейном десятом конкурсе впервые за всю историю Henkel Art.Award победил российский художник: Давид Тер-Оганьян награжден за серию живописных работ и инсталляций. Именно его выбрали из пятерки номинантов (кроме Тер-Оганьяна на премию претендовали представители Румынии, Украины, Словении и Латвии), вышедших в нынешнем сезоне в финал конкурса. «Шорт-лист в этом году был очень сильный. Мы долго обсуждали и выбирали, кто достоин победы, и, пожалуй, это было самое долгое обсуждение за всю историю премии, — отметила на церемонии директор музея MUMOK и председатель жюри Карола Краус. — Очень сильное впечатление на жюри произвели глубина междисциплинарного подхода и социально-политический контекст представленных художественных произведений. Работы пяти отобранных финалистов превосходно отражают последние тенденции в современном искусстве, но при этом каждый из художников сумел передать в своем творчестве и важнейшие аспекты, характерные именно для его страны».

Давид Тер-Оганьян родился в 1981 году, и сегодня он, возможно, один из самых известных молодых российских художников на Западе, владеющий всеми жанрами визуального искусства — от живописи до перформанса и видеоарта. Художественное образование Давид получил в проекте «Школа современного искусства» своего отца, известного художника и акциониста Авдея Тер-Оганьяна, а также на серии семинаров лауреата премии Кандинского Анатолия Осмоловского. В 1997–2002 годах был участником леворадикальной группы «Радек», вошедшей в историю искусства многочисленными акциями и перформансами. Персональные выставки Давида Тер-Оганьяна проходят с 2002 года. Среди знаковых групповых экспозиций, познакомивших западных кураторов и зрителей с творчеством художника, — Пражская биеннале современного искусства, Manifesta 4 во Франкфурте-на-Майне, проект Виктора Мизиано «Прогрессивная ностальгия. Современное искусство стран бывшего СССР», проехавший по многим европейским музеям, 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства в Екатеринбурге, прошедшая в конце прошлого года.

Одна из работ, участвовавших в уральской биеннале, — «Педали как копья, рули как томагавки» — обеспечила художнику победу в венском конкурсе. Это российская осовремененная версия неодадаистского перформанса «Отпечаток автомобильной шины» Роберта Раушенберга и Джона Кейджа 1953 года. Другая серия конкурсных работ также была создана в легко считываемом во всем художественном мире формате: абстрактные черно-белые картины в духе «Черного квад­рата» Малевича рассказывают историю борьбы западных государств за влияние на Африканском континенте.

Конкурс Henkel Art.Award был основан в 2002 году с целью поддержки молодых авторов из Центральной и Восточной Европы. Сегодня в нем принимают участие художники из 23 стран, в каждой из которых действуют отборочные комитеты и собственное жюри, определяющие победителей национ

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (778) 14 ноября 2011
    Интернет-IPO
    Содержание:
    Золотые скидки

    Как и десять лет назад, инвесторы не знают, какая из интернет-компаний принесет миллионы, а какая обанкротится. Поэтому на всякий случай спешат скупить все

    Реклама