Москва, 29.08.2016

Достаточно сильны для ВТО

Тема недели / Россия и ВТО Восемнадцать лет обсуждения условий вступления России во Всемирную торговую организацию не прошли даром. Почти все опрошенные нами предприниматели считают себя готовыми к работе на открытом рынке
Иллюстрация: Эксперт
  1. Принуждение к эффективности
  2. Достаточно сильны для ВТО
    Восемнадцать лет обсуждения условий вступления России во Всемирную торговую организацию не прошли даром. Почти все опрошенные нами предприниматели считают себя готовыми к работе на открытом рынке


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к ВТО. Завершившийся на позапрошлой неделе переговорный процесс продолжался с перерывами 18 лет. Если политическое решение о нашем присоединении принято окончательно и все документы будут ратифицированы российским парламентом в срок (а именно до июля будущего года), то по продолжительности «вступительного марафона» мы обгоним прежних рекордсменов Китай (вступил в ВТО в 2001 году) и Украину (в 2008-м, правда, сейчас собирается переторговывать условия членства) сразу на три года.

Можно с уверенностью утверждать, что Россия, подавшая заявку на вступление в ВТО, и Россия, стоящая сегодня на пороге членства в глобальном «торговом клубе», — это две разные страны и две разные экономики. Степень открытости внутреннего рынка, если оставить за скобками спровоцированный кризисом и заявлявшийся как временный всплеск протекционизма 2009 год, существенно выросла. Отечественные производители второй десяток лет ведут упорную, кто удачную, кто почти безнадежную, борьбу с иностранными конкурентами, многие из которых плотно обосновались в России, за кошельки все более разборчивых потребителей.

Сегодня мы существенно лучше готовы к вступлению в высшую торговую лигу. Представители большинства отраслей, которых мы опросили в процессе подготовки этого обзора, были далеки от панических настроений. Да, конкуренция с импортом усилится, причем, что особенно тревожно, в тех секторах, которые переживают сейчас инвестиционный ренессанс (свиноводы, молочники, производители грузовиков и другие), но опускать руки никто не собирается. Напротив, российский бизнес намерен по максимуму использовать возможности ВТО на экспортных рынках, а также в части нетарифной защиты и поддержки внутреннего рынка. И надеется, что государство подключится к этой работе.

А теперь, кому интересно, детали.

Защитили промсборку легковушек, сдали грузовики

Автомобильный рынок — одна из самых острых тем, которые обсуждаются в связи с вступлением России в ВТО. Общеизвестно, что автомобили в России стоят гораздо дороже, чем в богатых странах. За 10 тыс. долларов в США можно уехать из автосалона, например, на новеньком компактном седане Nissan Versa. Популярный в России седан бизнес-класса Toyota Camry стоит в Америке в новом состоянии 21 тыс. долларов, а внедорожник Suzuki Grand Vitara и того меньше — 18 тыс. долларов. На российском рынке эти машины можно купить за сумму от миллиона рублей, то есть более чем за 30 тыс. долларов.

Российский потребитель переплачивает столь большие деньги за импортные иномарки, чтобы дать возможность автомобильной промышленности развиваться внутри страны. Но вот Россия вступает в ВТО. Сразу после присоединения к организации пошлины на новые легковые автомобили снизятся с нынешних 30 до 25%. Далее в течение трех лет они останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по 2,5% в год, пока через семь лет не достигнут 15%. Вроде бы падение существенное, новые иномарки должны подешеветь, и, таким


ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы