Натуральный теремок

Русский бизнес
Ресторанный рынок
«Эксперт» №46 (779) 21 ноября 2011
Сеть быстрого питания «Теремок» первой в России предложила качественную национальную кухню, построенную на монопродукте — русских блинах. Это помогло ей стать самой быстрорастущей компанией на отечественном рынке фаст-фуда
Натуральный теремок

«Высокая кухня бескомпромиссна. Хотите самого вкусного осьминога в Москве — пожалуйте в ресторан, например в “Золотой” на Кутузовском, и вы получите его, по самой высокой в столице цене. А вот чтобы сделать cтоль же качественный фаст-фуд, вам придется постоянно искать компромиссы», — говорит Михаил Гончаров, владелец сети «Теремок», третьей по величине в сфере быстрого питания в России после «Крошки-картошки» и McDonalds. Сочетание обязательного в фаст-фуде контроля над издержками и стремления к высокому качеству сделало компанию самой быстрорастущей на отечественном рынке быстрого питания. В 2010 году «Теремок» по темпам роста (27% в год) обогнал остальных игроков на рынке фаст-фуда, в том числе McDonalds, и вошел, по версии западного медиахолдинга CNN, в восьмерку лучших в мире компаний быстрого питания, блюда которых обязательно должны попробовать приезжающие в страну туристы. Точки сети «Теремок» становятся прибыльными очень быстро, некоторые уже в первый месяц работы (за тринадцать лет было закрыто лишь несколько киосков), сегодня ее оборот составляет более 3 млрд рублей. Несмотря на то что пока это не самая крупная сеть быстрого питания на российском рынке (она состоит из 183 точек в Москве и Петербурге, см. график 2), Михаил Гончаров намерен в ближайшее время превратить «Теремок» в крупнейшую федеральную сеть и конкурировать с глобальными операторами.

Цена блина

Идеей фаст-фуда Михаил Гончаров заразился в начале 1990-х, впервые посетив McDonalds. «Ресторан на Пушкинской площади только открыли. В очереди пришлось простоять несколько часов, — вспоминает Гончаров. — И то, что я попробовал, было настолько изумительно, что я тут же разобрал гамбургер, пытаясь понять, в чем же причина. И я был разочарован: по отдельности его части оказались невкусными — слишком пресная котлета, слишком соленые огурцы, непонятная булка… Все дело было в их правильном сочетании и в том, что они подавались теплыми под соусом. Идея показалась мне гениальной, и я побежал искать поставщиков, чтобы сделать такой же бизнес — ну копию прямо! Я нашел поставщиков булочек, котлет и отправился к директору своего предприятия, которое импортировало радиотехнику, с этой идеей. Но тот ее не поддержал».

В 1998 году Гончаров, находясь в Европе, увидел, какой популярностью пользуются в Лондоне и Париже блинные, и понял, что уж в России-то эта традиционная русская еда точно могла бы стать альтернативой гамбургерам. Грянувший в августе кризис развалил фирму, в которой работал Гончаров, нужно было создавать новый бизнес — тогда-то и возникла идея объединить фаст-фуд и блины.

Ничего подобного в России в то время не было. Использовать идею доступной национальной кухни уже начали вовсю: появились сети «Крошка-картошка», «Елки-палки», «Ядрена Матрена». Но все они предлагали традиционные закуски — картошку, селедку, грибы, салаты-соленья, а с блинами не работал никто. Главным же предложением на рынке фаст-фуда были гамбургеры, пицца и хот-доги, которые продавали западные компании — McDonald

Отечественная сеть быстрого питания «Теремок» — третий по величине оператор на рынке фаст-фуда в России после «Крошки-картошки» и McDonalds. Компания предлагает традиционную русскую кухню, прежде всего блины. В состав сети входит 183 точки питания (киоски и рестораны — как собственные, так и франчайзинговые) в Москве и Санкт-Петербурге. В 2010 году оборот «Теремка» составил более 3 млрд рублей.