Не тот паровоз

Спецвыпуск / Экология Российская система правовых отношений в сфере регулирования воздействия на окружающую среду устарела

Государственная дума приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Это один из восьми законопроектов, направленных на совершенствование природоохранного законодательства, разработанный Минприроды России по поручению президента Дмитрия Медведева.

Система контроля и надзора за уровнем выбросов и сбросов в России давно вызывает много нареканий. В ее основе лежит принцип установления предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ: для каждого предприятия устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (выбросы, сбросы, отходы), а для тех, кто по тем или иным причинам не может им соответствовать, устанавливаются лимиты выбросов и сбросов, утверждаемые вместе с планами реализации природоохранных мероприятий. Если компания превышает нормативы, то ей надо вносить плату за негативное воздействие в пятикратном размере, при превышении лимитов — в двадцатипятикратном. Кроме того, органы надзора могут предъявить иск о возмещении экологического ущерба. Предприятия постоянно жалуются на несогласованность действий чиновников и на коррупцию, а экологи делают упор на ничтожность штрафных санкций и отсутствие у бизнеса мотиваций внедрять технологии, позволяющие снижать негативное воздействие на окружающую среду.

В странах же Евросоюза крупные промышленные предприятия должны иметь комплексное разрешение, в котором описываются суть производства, объемы выпуска, продукция; устанавливается уровень сбросов и выбросов, генерируемых отходов; содержится план мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду. При выдаче комплексных разрешений учитываются показатели наилучших доступных технологий (НДТ). Это совокупность подробных справочников, где в отношении каждой регулируемой отрасли подробно расписан процесс производства, благодаря чему контролирующие органы имеют возможность оценить экологическую эффективность работы конкретного предприятия. Эти справочники, а также детальная процедура открытого обсуждения параметров комплексного разрешения позволяют устанавливать для каждого предприятия оптимальные именно для него показатели допустимого воздействия на окружающую среду и определять необходимые мероприятия по их снижению. Результат — реальное улучшение состояния окружающей среды в промышленных регионах Европы.

Российское Министерство природных ресурсов разработало законопроект, который должен был обеспечить переход от существующей системы выдачи нормативов к системе нормирования на основе показателей наилучших доступных технологий.

Изначально в первом варианте предлагалось выявить наилучшие производственные технологии, которые есть в России и в мире, составить их реестр и определить целевые ориентиры снижения негативного воздействия на окружающую среду. Предприятия, которые будут внедрять техн