Риск, с которым трудно управиться

Спецпроекты
Рейтинг инвестиционной привелкательности регионов
«Эксперт» №50 (783) 19 декабря 2011
Риски вложений в субъекты РФ и в целом в страну снижаются. Масштабные госпрограммы остаются локомотивами, за которыми следуют частные инвесторы. Основной риск для последних — низкое качество госуправления
Риск, с которым трудно управиться

Нынешний, 16-й по счету, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России зафиксировал очевидный факт: преодоление кризиса улучшило условия для инвестиций. Наиболее четко это просматривается в снижении интегрального показателя инвестиционного риска страны в целом (см. график 2). Кстати, появление общестранового индикатора — новшество рейтинга 2010–2011 годов. К тому же накопившиеся за последние годы качественные изменения инвестиционной среды в регионах подвигли нас к апгрейду методики составления рейтинга (подробнее см. «Как составляется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», стр. 100). Это, конечно, привело к некоторым переменам в позициях регионов по итогам прошлого рейтинга, однако не слишком сильно изменило их расположение друг относительно друга, а главное, не изменились основные выявленные тенденции.

От общего к частному

Снижение интегрального риска России в целом не могло произойти без снижения его составляющих и падения этого показателя для регионов: три четверти субъектов федерации, включая большую часть регионов-тяжеловесов, следовали общестрановой тенденции (см. графики 3 и 4). Соответственно, продемонстрировали снижение и все составляющие интегрального показателя риска.

Радует, что заметнее всего в России снизились самые значимые риски: на 12% упал финансовый риск и на 13,5% — социальный. Это стало следствием уменьшения уровня неплатежей между компаниями, улучшения сбалансированности региональных бюджетов, падения безработицы и размера невыплат заработной платы.

Общую оптимистическую картину портят показатели управленческого риска: его значение почти в полтора раза выше, чем интегрального риска инвестирования, и выше всех остальных видов риска. Это означает, что низкое качество работы администрации региона
для инвестора в России гораздо страшнее, чем все прочие беды (неблагоприятная конъюнктура, социальная среда, финансовые трудности, криминал и экологическая обстановка).

При том что в целом по стране управленческий риск снизился, увеличение рисков, связанных с управлением, затронуло целый ряд ключевых центров инвестиционной активности, среди которых Москва и Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Свердловская область и ряд других регионов.

Перемена, места, слагаемые

Чистка губернаторского корпуса от «аксакалов», случившаяся во второй половине президентства Дмитрия Медведева, во многих случаях запоздала: как показал детальный анализ, почти в 80% регионов, где произошла замена первого лица, управленческие риски выросли (см. график 5 и схему 1). Это вовсе не означает ухудшения качества управления при новой команде: в основном сказались накопленные проблемы, решить которые новый глава попросту не успел.

Наиболее яркая иллюстрация тому — Москва. Сергею Собянину, который сменил на посту градоначальника Юрия Лужкова, достался регион с традиционно высокими управленческими рисками. Москва по этой составляющей редко поднималась в наших предыдущих рейтингах выше второй десятки, а по итогам рейтингов 2009-го и 2010