Лишние активы

Русский бизнес
Рынок БТЭ
«Эксперт» №4 (787) 30 января 2012
«Техносила», сеть бытовой техники и электроники, продается. Но никто не торопится ее покупать
Лишние активы

Владелец «Техносилы» Михаил Кокорич, купив осенью 2010 года компанию-банкрота, планировал ее возродить. «Стратегии конкурентов нам известны и понятны, благодаря этому нам проще найти свою нишу, где конкуренции меньше, и начать ее осваивать», — говорил он. Однако с долгами, которые превышают активы почти в два раза (16–18 млрд рублей против 9,2 млрд), справиться так и не удалось. Вложив в сеть 300 млн долларов, новые собственники Кокорич и МДМ-банк, который, правда, утверждает, что является лишь кредитором, продают ее теперь за 200 млн долларов (6 млрд рублей).

Присоединиться к большинству

Михаил Кокорич осенью 2011 года в интервью «Эксперту» приводил в пример США и Европу, где в большинстве случаев на одну страну приходится один крупный продавец бытовой техники и электроники (MediaMarkt в Германии, Best Buy в США). Поскольку конкуренция рынка БТЭ — это конкуренция брендов производителей, а не ритейлеров, на этом фронте в мире и происходят основные бои. Михаил Кокорич рассчитывал на консолидацию российского рынка, в ходе которой крупнейшие игроки поглотят и оздоровленную «Техносилу». Он был уверен, что в среднесрочной перспективе сначала один из крупных российских ритейлеров купит другого, а потом объединенная компания сольется с третьим. В пользу этого аргумента говорило то, что крупнейшие игроки рынка стали придерживаться схожих стратегий и конкуренция могла не лучшим образом сказаться на их марже. Так, «Эльдорадо» после кризиса надумала отказаться от имиджа дискаунтера и стать сервисориентированной компанией для среднего класса, то есть выйти на рынок, где работает «М.Видео». «Техносила» тоже решила поискать свою нишу в среднем ценовом сегменте. В компании провели рестайлинг, чтобы быть не хуже обновленных магазинов тех же «Эльдорадо» и «М.Видео».

Однако последние объединяться передумали. По словам участников рынка, стороны не сошлись в цене. Не удалось им создать и альянс. Сети пытались договориться о «дележке» покупателей по ценовым сегментам: кто-то должен был работать в среднем ценовом сегменте, а кто-то взять на себя низкий. Но в низком сегменте ни один из переговорщиков работать не захотел. Так что встроиться в тренд консолидации у «Техносилы» не получилось. И оказалось, что, вместо того чтобы закрепиться в среднем ценовом сегменте, она пошла на таран рыночных монстров. Аналитики уверяют, что в таком случае шансов у компании нет.

У «Техносилы» были свои достижения в завоевании средней ценовой ниши — она до сих пор остается четвертым игроком на рынке, пусть и с большим отрывом от лидеров. В первом полугодии 2011 года был даже значительный рост продаж по отношению к сопоставимым периодам 2010 года, удалось договориться о продолжении поставок с некоторыми поставщиками, которым компания задолжала, началось сотрудничество с Apple, разборчивым в выборе продавцов. Но целевых финансовых результатов добиться не получилось. Так, доходы, которые, по планам, должны были превысить 30 млрд рублей, не дотянули до этого уровня (см. график). Аналитики пре