К взлету не готовы

Тема недели
Авиапром
«Эксперт» №7 (790) 20 февраля 2012
Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей
К взлету не готовы

Минпромторг представил на согласование в профильные ведомства новую государственную программу «Развитие авиационной промышленности до 2025 года». Ожидается, что этот документ правительство утвердит уже в апреле нынешнего года. На реализацию программы из бюджета предполагается выделить в общей сложности 1,7 трлн рублей. Эти деньги будут распределены по семи ключевым направлениям: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авионика, производство авиационных агрегатов, выпуск автоматических летательных аппаратов, а также научные и технологические работы. В министерском документе прямо сказано, что нынешнее положение дел в этих сферах у нас характеризуется технологическим отставанием как минимум на полтора поколения от уровня ведущих стран-производителей, а также неспособностью российских авиационных предприятий решать необходимые для поддержания конкурентоспособности отрасли долгосрочные и комплексные задачи. Но ситуация вроде бы небезнадежна. Чиновники Минпромторга уверены, что успешная реализация базовых пунктов новой программы позволит России не только перейти от режима медленного сокращения активов отрасли к ее устойчивому развитию, но и в перспективе стать третьим центром силы мирового авиапрома наряду с Европой и США. Насколько обоснованны эти надежды?

Что может «суперджет»

Главную ставку разработчики программы делают на развитие гражданской авиатехники. В этой области Россия должна увеличить свою долю на мировом рынке самолетов практически с нуля до 10%; доля отечественных компонентов в наших лайнерах должна вырасти до 70% в стоимостном выражении.

Первая цель полностью совпадает с планами Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Правда, в ОАК ставят себе еще одну дополнительную и весьма амбициозную задачу — захватить к 2025 году более 50% внутреннего рынка самолетов. Но уже сейчас ясно, что ни то ни другое в указанные сроки недостижимо в принципе.

Мировая авиационная индустрия уже год как вступила в фазу мощного долгосрочного роста. По расчетам вице-президента Boeing Commercial Airplanes Ренди Тинсета, до 2025 года в мире будет продано почти 22 тыс. новых реактивных самолетов на общую сумму 2,5 трлн долларов. То есть в год, по грубым прикидкам, может продаваться порядка 1700 самолетов на 192 млрд долларов. Это означает, что ОАК только в секторе гражданских самолетов должна будет к середине следующего десятилетия ежегодно продавать не менее 170 машин на 19 млрд долларов. Но в активе корпорации сейчас есть только два ключевых проекта в данном сегменте — Sukhoi Superjet 100 (SSJ) и МС-21. Именно им отдан приоритет и в новой программе Минпромторга. Государство будет тратить на каждый из этих проектов от полутора до десяти миллиардов рублей в год вплоть до 2015 года.

Проблема в том, что требуемый объем продаж эти лайнеры обеспечить не смогут. Несмотря на то что SSJ буквально на днях получил сертификат от Европейского агентства авиационной безопасности EASA и уже начал эксплуатироваться «Аэрофлотом» и Armavia, его рынок сбыта до