Мифология сюрприза

Культура
Москва, 05.03.2012
«Эксперт» №9 (792)
Интересное кино против скучного «Оскара»

Фото: Reuters

На «Оскар» не пустили Сашу Барона Коэна. В принципе, понять блюстителей старейшей и авторитетнейшей кинопремии мира можно без особого труда. Английский комик-хулиган, как раз включившийся в пиар-кампанию своей новой картины «Диктатор», рассмешил бы одних, но изрядно попортил кровь другим, что следует из его явления на «оскаровской» красной дорожке (видимо, на нее запреты не распространялись). Его герой-маска Адмирал Аладин, в белом шутовском кителе «от кутюр», с приклеенной бородой и в темных очках, держал под мышкой погребальную урну с прахом Ким Чен Ира, который немедленно был рассыпан на ковер и на смокинг простодушного интервьюера, на радость всем зевакам и на беду благочинной охране. Случись то же самое на сцене, могло бы дойти и до международного скандала.

«Оскар» любит пошутить — недаром ведущим аж в девятый раз был назначен комик Билли Кристалл, а среди представлявших призы знаменитостей мелькнули Уилл Феррелл и Бен Стиллер — но в строго определенных рамках. А что такое хорошая шутка? Шок, неожиданность, скандал. Как раз то, чем Коэн владеет в совершенстве. И то, с потерей чего четырехчасовая трансляция церемонии «Оскара» постепенно стала превращаться в зануднейшее зрелище на планете.

Все попытки оживить шоу при помощи интриги «кто получит главный приз?» пока проваливаются. В последний раз кто-то повел бровью, когда лучшим фильмом было названо «Столкновение» Пола Хэггиса, а не «Горбатая гора» Энга Ли — да и это ретроспективно начало казаться логичным до безупречности (все-таки «Оскар» еще не настолько «продвинут», как Венецианский фестиваль). От отчаяния придумали систему, когда на первое место претендует не три или пять картин, а сразу десяток. Толку-то. В этом году номинантов было девять, но только у двух из них было внушительное число упоминаний: у «Хранителя времени» — 11, у «Артиста» — 10. При этом Мартин Скорсезе — живой классик, его «Отступников» чествовали сравнительно недавно, а Мишель Хазанавичюс — свежая кровь. В общем, сомневаться в исходе не приходилось: победит «Артист». До кучи фильму добавили «Оскары» за режиссуру и актерскую работу перехваленного живчика Жана Дюжардена плюс за костюмы и музыку. Последние две премии, честно говоря, самые честные. С другой стороны, и «Хранителя времени» постарались не обидеть, дав пять таких же золоченых болванчиков, хоть и во второстепенных категориях.

Растягивать и без того длинную церемонию за счет преподнесения остальных горе-претендентов никто не пожелал, и названия «Древо жизни», «Жутко громко и запредельно близко» или «Боевой конь» (хотя Терренс Малик, Стивен Долдри и Стивен Спилберг — далеко не последние фигуранты на этом рынке) произносились как-то скороговоркой, между делом. Замечательные — каждый по-своему — фильмы оказались в ролях статистов на заранее предрешенных выборах. И никаких подтасовок не потребовалось: коллективное бессознательное шести тысяч американских академиков надежнее любого председателя ЦИК. Интересно, что новые путаные правила голосования, согласно которым изб

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (792) 5 марта 2012
    Россия и мир
    Содержание:
    Геополитика реиндустриализации

    Одна из важнейших задач, стоящих перед Россией, — использовать сложившуюся в мире геополитическую ситуацию, чтобы провести реиндустриализацию страны на новом витке технологического развития

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Реклама