Несмотря на некоторые экономические выгоды, таможенная интеграция России, Белоруссии и Казахстана к появлению единого инвестиционного пространства не привела

Рисунок: Игорь Шапошников

Прошло два года с начала функционирования Таможенного союза (ТС). Один из первых итогов, которые можно подвести: единого инвестиционного пространства пока не возникло. Конечно, в рамках ТС принят ряд общих требований, однако унифицированы лишь порядок и условия первичного доступа инвестора на рынок стран — участниц союза. Собственно же условия ведения им своей деятельности, порядок налогообложения, преференций и прочее определяется уже национальными нормативными актами. Потому и инвестиционный климат нельзя назвать единым: из-за разницы в налогообложении в условиях, выставляемых инвесторам, продолжают сохраняться отдельные «климатические зоны» в рамках единой территории Таможенного союза. Кроме того, национальные законодательства пока не предоставляют никаких льгот инвестициям, происходящим из других стран — участниц ТС, хотя определенные преференции в этой сфере могли бы облегчить приток средств.

Пошлины: все неплохо

Один из наиболее важных аспектов, регулируемых в рамках Таможенного союза, — ввоз технологического оборудования, необходимого для создания новых производств или переоборудования существующих. Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС) установил по большей части нулевые ставки ввозных пошлин в отношении ввозимого технологического оборудования. Лишь узкий круг товарных позиций облагается по 10–15-процентным или иным ставкам (в фиксированных суммах, исчисляемых в евро). Анализ таблицы раздела XVI ЕТТ, регламентирующей импорт машин, оборудования, механизмов и их частей, показывает: в основном пошлины введены на базовое и вспомогательное оборудование (реакторы, котлы, турбины, силовые установки, холодильное и некоторые виды подъемного оборудования, трансформаторы и т. п.), необходимое для функционирования основной части ввозимого технологического оснащения. Основное же оборудование, как правило, более сложное и дорогостоящее, облагается нулевыми ставками, что существенно облегчает инвестору его ввоз.

В то же время 10-процентные ставки ввозных пошлин сохраняются на металлообрабатывающий инструмент, очень важный в промышленности. Причем с принятием ЕТТ перечень такого оборудования был расширен по инициативе представителей Белоруссии в органах ТС. Связано это с необходимостью защиты интересов станкостроительных предприятий. При этом решение о снижении ставки пошлин в отношении такого оборудования для металлообработки принимается комиссией Таможенного союза (КТС) лишь консенсусом, то есть при согласии всех сторон, что существенно затрудняет возможность снижения ставок.

Конечно, защита внутреннего рынка важна для государств — членов ТС. С другой стороны, парк оборудования для металлообработки стран-участниц нуждается в модернизации (причем в скорейшей модернизации, для соответствия требованиям и темпам развития промышленности). Станкостроители России и Белоруссии сегодня не могут составить достойную конкуренцию производителям из Западной Европы и Восточной Азии, а значит, они не в состоянии обеспечить необходимые объемы производства.

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (792) 5 марта 2012
    Россия и мир
    Содержание:
    Геополитика реиндустриализации

    Одна из важнейших задач, стоящих перед Россией, — использовать сложившуюся в мире геополитическую ситуацию, чтобы провести реиндустриализацию страны на новом витке технологического развития

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Реклама