Коротко

Повестка дня
«Эксперт» №13 (796) 2 апреля 2012

Шойгу под Москвой

В список кандидатов от «Единой России» в губернаторы Подмосковья, который будет представлен на рассмотрение президенту, включен глава МЧС Сергей Шойгу. Об этом 30 марта объявил председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. В этот список также вошли глава города Реутов Александр Ходырев и заместитель главы подмосковного правительства Игорь Пархоменко. Однако, учитывая несопоставимый с главой МЧС политический вес этих фигур, можно предположить, что выбор нового губернатора фактически состоялся.

Сергей Шойгу обладает наибольшим непрерывным стажем в правительстве России: он возглавляет службу по чрезвычайным ситуациям с 1991 года. Столь длительный срок превратил его в привычную и неизменную деталь российского политического пейзажа (которую почти не оттеняло его присутствие на высших партийных должностях сначала в «Единстве», а потом в «Единой России»).

Оценки работы его ведомства варьируются от восторженных — такие преобладали в 1990-е — до уничижительных, например в связи с пожарами в Центральной России в 2010 году. Не следует, однако, забывать, что служба спасения в России создана с нуля и сейчас одна из самых эффективных в мире.

Впрочем, также очевидно, что Шойгу всегда понимал важность связей с общественностью. Как это будет проявляться на возможной новой работе, пока сказать сложно.      

По рецептам Кудрина

Министерство финансов предлагает с 2013 года резко ужесточить бюджетную политику, ограничив государственные расходы уровнем доходов от экспорта нефти по цене 97 долларов за баррель. Это означает сокращение бюджетных расходов как минимум на полтора процента по сравнению с уровнем этого года. Но мало того, уже к 2016 году Минфин планирует ужать бюджетные расходы до уровня, соответствующего цене нефти 90 долларов за баррель сорта Urals.  

Инвестиционный оброк от РЖД

ОАО «Российские железные дороги» внесло в правительство проект инвестпрограммы, предполагающий увеличение расходов против плана на 4% в этом году (до 447,1 млрд рублей) и на 9,5% в следующем (до 377 млрд). Всего к 2015 году монополия намерена вложить в развитие более 1,5 трлн рублей, потратив их на расширение пропускной способности ряда магистралей (БАМа, Транссиба) и подходов к крупным портам, обновление локомотивного парка. Часть затрат предложено покрыть 4-процентной надбавкой к грузовому тарифу, с учетом которой в 2013 году он может вырасти на 11%. Операторы подвижного состава опасаются, что при таком раскладе железная дорога рискует потерять часть клиентов, многие из которых уже вынуждены увеличивать долю отгрузки автотранспортом. Против надбавки выступает Минэкономразвития, объясняя свою позицию тем, что РЖД собирают деньги в общий котел, а не целевым образом (под конкретный проект), и это затрудняет администрирование процесса. По мнению экспертов, одним из альтернативных источников финансирования проектов в рамках инвестпрограмм могли бы стать инфраструктурные облигации.  

Не забудьте заплатить

В середине лета налоговые инспекции вперв