Русское обаяние в Америке

Культура
Фотография
«Эксперт» №13 (796) 2 апреля 2012
В Хьюстоне стартовала одна из крупнейших в мире международных биеннале фотографии FotoFest 2012. Главными гостями стали российские фотографы
Русское обаяние в Америке

Важнейшим из искусств в Хьюстоне, четвертом по величине городе США, фотография стала еще в 1984 году, когда здесь прошла первая международная биеннале FotoFest. Ее создали два знаменитых американских фотографа и журналиста Венди Вейтрис и Фредерик Болдуин, которые хотели не только обеспечить место встречи фотографов, экспертов и любителей фотографии на североамериканском континенте и оказать поддержку новым именам, но и дать возможность зрителям открыть для себя важные социальные идеи фотографического искусства. «Я много путешествовала и работала по всему миру и однажды попала на знаменитый французский фестиваль “Фотографические встречи в Арле”. Сам смотр и атмосфера фестиваля настолько воодушевили меня, что я поняла: чего-то подобного очень не хватает в Америке. Вероятно, именно там я впервые осознала, насколько у фотографии универсальный визуальный язык, который понятен абсолютно всем людям мира и действительно не имеет границ! Культ фотографии в Америке существует давно, работает огромное количество специализированных галерей, проходят музейные выставки, однако не было столь масштабного объединяющего форума, способного массово и на достаточно долгий срок привлечь внимание к этому виду искусства», — говорит арт-директор и куратор FotoFest Венди Вейтрис. Культурная инициатива получила поддержку во всех слоях общества — от правительства штата и местных университетов до музейщиков, галеристов, меценатов и коллекционеров. Свои площадки для выставок биеннале и сегодня предоставляют крупнейшие местные институции — Музей изобразительных искусств Хьюстона, музейный комплекс Menil Collection, Центр фотографии Хьюстона, Музей современного искусства штата Техас, а также десятки галерей, центров и гигантских величественных холлов местных небоскребов делового центра в даунтауне.

FotoFest в Хьюстоне уже утвердился в статусе крупнейшего мирового фотоcмотра (более сотни выставок в сезон, круглогодичная экспозиционная программа и 450 тыс. зрителей за два месяца биеннале) и успел встать в один ряд с самими «Встречами в Арле». И в отличие, к примеру, от московской фотобиеннале, делающей упор на состоявшихся звезд, здесь, как и прежде, культивируют молодые, не известные широкой публике дарования со всего света. Показывают работы самых актуальных фотографов современности, работающих в разных художественных жанрах, а также художников, создающих произведения в смешанной технике с использованием фото и видео. Постоянной фишкой хьюстонского смотра стало международное двухнедельное (четыре сессии!) Portfolio Review — возможность встретиться лицом к лицу маститым экспертам, музейщикам и фотографам.

Каждый биеннальный год основные проекты посвящают национальным фотодостояниям той или иной страны. Нынешний 2012-й для FotoFest стал годом России, а для нашей фотографии — шансом впервые столь масштабно заявить о себе на международной сцене. И можно констатировать, что шанс этот не упущен.

Составление программы главных выставок, совместно с кураторами биеннале и при поддержке