Рынок сдан

Повестка дня
«Эксперт» №18 (801) 7 мая 2012
Рынок сдан

Свершилось то, о чем все молчали и чего все ждали: российский легковой автопром полностью отдан на откуп зарубежным производителям. Собственно говоря, дело оставалось лишь за АвтоВАЗом, который до последнего времени контролировался государством, а оно никак не могло ему сосватать иностранного покупателя. И вот объявлено, что французский концерн Renault-Nissan решился наконец довести свое участие в капитале российского автогиганта до контроля.

На прошлой неделе Renault-Nissan, российская госкорпорация «Ростехнологии», инвестиционная компания «Тройка Диалог» и АвтоВАЗ подписали соглашение, в соответствии с которым Renault-Nissan и «Ростехнологии» создадут совместное предприятие и передадут в него принадлежащие им пакеты акций АвтоВАЗа (25 и 28,98% соответственно). А к 2014 году это СП выкупит весь пакет акций АвтоВАЗа, принадлежащий «Тройке Диалог» (20,5% акций). При этом выкупаться пакет «Тройки» будет на деньги Renault-Nissan, который, согласно намеченному плану, к середине 2014 года получит 67,13% в СП. Последнее, в свою очередь, будет владеть 74,5% акций АвтоВАЗа (блокирующий пакет останется у «Ростехнологий»). Таким образом, за доступ к акционерному контролю крупнейшего в России автопроизводителя французы заплатят 750 млн долларов. И нельзя сказать, что продавцы продешевили.

Как посчитали аналитики, весь АвтоВАЗ в рамках этой сделки оценен почти в 3 млрд долларов, что примерно в два раза выше нынешней рыночной стоимости компании. Впрочем, его нынешняя стоимость вещь относительная. АвтоВАЗ давно уже не дает своим акционерам той отдачи, на которую они могли бы рассчитывать. Опутанный долгами, АвтоВАЗ при выручке почти в 6 млрд долларов сгенерировал в прошлом году всего около 100 млн долларов чистой прибыли. Но самое неприятное для собственников компании то, что у АвтоВАЗа так и не появилось никаких рыночных перспектив. Системная ошибка российского автомобильного концерна, отмечавшаяся экспертами, — создание автомобилей по устаревшим технологиям, из-за чего новая модель тоже устаревает еще до выхода на рынок. А главное конкурентное преимущества автогиганта — невысокая цена продукции за счет низких издержек производства — уже давно утратило свою силу: выросли не только издержки, «подрос» и покупатель, и его материальные возможности, а значит, и требования к качеству. Спрос в России сегодня все больше смещается в пользу более дорогих, безопасных и качественных иномарок. АвтоВАЗ так и не смог найти ответа на эти вызовы.

Проблемы сбыта продукции чисто российскими автомобильными компаниями касаются не только АвтоВАЗа. К примеру, группа ГАЗ год назад вообще отказалась от производства автомобилей «Волга». Пожалуй, только в Sollers, сделавшем ставку на выпуск дешевых внедорожников производства Ульяновского автозавода, еще теплится жизнь и надежда на дальнейшее развитие. Аналитики PricewaterhouseCoopers отмечают колоссальный рост продаж иномарок российского производства и значительный рост продаж новых импортных иномарок на нашем рынке. А вот российские б