Обскакали рынок на один цикл

Специальный доклад
Конгресс "газелей"
«Эксперт» №21 (804) 28 мая 2012
Компании, растущие со скоростью «газели» пять лет и более, уже прошли через модернизацию, тогда как вся экономика в нее только вступает
Обскакали рынок на один цикл

«Женщина, женщина! Эй, женщина, я к вам обращаюсь, вы будете мальчику новые штаны покупать? А когда? А почему сейчас не покупаете? Денег нет?» — Владимир Мельников, президент компании «Глория Джинс», бросается к проходящей мимо него по улице женщине с ребенком. Этот во многих отношениях странный человек более двадцати лет возглавляет компанию, являющуюся лидером швейной отрасли. Но сегодня в своих странностях он не одинок.

Андрей Самохин, президент «Садов Придонья», сильно переживал этой весной, что из-за своей загруженности на основной работе не успел к началу закладки очередного сада. «Но деревьев сто я все же успел посадить, — с облегчением говорит он. — Это тот ритуал, который я стараюсь не пропускать ни весной, ни осенью».

Вадим Ванеев, гендиректор группы компаний «Евродон», проверяет качество работы технолога своей компании по степени аппетита, с которым тот на деловом мероприятии поедает продукт собственного производства — мясо индейки.

Мирон Гориловский, президент группы компаний «Полипластик», в личных чудачествах не замечен, но замечена его «дочка» — компания «Полимертепло»: с недавних пор она взялась кредитовать российский ЖКХ, эту черную дыру, в которой бесследно исчезают миллиарды бюджетных рублей.

Но при всем при том нас в этих компаниях привлекло другое: все они аномально долго являются «газелями». Если средний срок быстрого роста «газели» составляет три года, после чего она выходит на плато, то в данном случае речь идет как минимум о четырехлетнем периоде.

Естественно, возникает вопрос: за счет чего достигаются такие выдающиеся результаты? Мы решили проанализировать особенности стратегий «газелей»-долгожителей.

Видение вместо конъюнктуры

Из интервью руководителей этих компаний можно легко подметить по крайней мере одну черту, объединяющую их бизнес-судьбы: окружающие чаще всего не понимают их логику выбора стратегии.

Так, по словам Мирона Гориловского, все называли его и его партнеров по бизнесу «полными психами», потому что они инвестировали в новые производственные мощности в 1990-е, когда в России стояли заводы. Крутили у виска, говоря и о Владимире Мельникове, который с 1995 года начал инвестировать в швейные фабрики в стране, с удовольствием носившей дешевые шмотки из Китая. В начале 2000-х большинство банкиров гнали из своих офисов Вадима Ванеева, обращавшегося к ним за кредитом на строительство комплекса по производству мяса индейки. Андрея Самохина, объявившегося десять лет назад с яблочным соком прямого отжима на рынке, где безраздельно господствовали такие гиганты, как «Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн», считали кто обманщиком (дескать, разводит, как и все, китайский концентрат), кто просто маргиналом.

Ощущение их оторванности от реальной жизни усугублялось тем, что в какой-то момент — примерно в середине 2000-х — они заговорили о своем лидерстве. Причем формулировки: «Стать номером один в мире по производству индейки», «Россия легкую промышленность не построит, а мы это сделаем» («Глория Джинс»), «У нас на 2008 год план

• Компания «Глория Джинс» основана в 1988 году. Производитель и ритейлер модной одежды.
• Производственные активы: 33 фабрики, 9 центров дизайна и мерчандайзинга (из них 7 — за рубежом), 435 магазинов.
• Выручка в 2011 году — 15,5 млрд рублей.
• Число сотрудников — 12 тыс. человек.
• Среднегодовые темпы прироста в 2005–2011 годах — 34%.

• Национальная продовольственная группа «Сады Придонья» основана в 1997 году. Производит саженцы, выращивает плоды и овощи, выпускает соки и детское питание.
• Производственные активы: 11 плодоводческих и овощеводческих филиалов в трех регионах страны (занимают 22 тыс. га), перерабатывающий и логистический комплексы.
• Выручка в 2011 году — 8 млрд рублей.
• Число сотрудников — 1,5 тыс. человек.
• Среднегодовые темпы прироста в 2005–2011 годах — 120%.

• Компания «Евродон» основана в 2003 году. Производит и перерабатывает мясо индюшки.
• Производственные активы: комплекс по выращиванию индюшек, инкубатор, перерабатывающий завод с убойным цехом, комбикормовый завод.
• Выручка в 2010 году — 3 млрд рублей.
• Число сотрудников — 1,3 тыс. человек.
• Среднегодовые темпы прироста в 2005–2010 годах — 134%.

• Группа «Полипластик» основана в 1991 году. Производит инженерные пластмассы и полимерные трубы.
• Включает 11 заводов, 9 региональных торговых домов, проектный институт «Гипрокоммунводоканал», НТЦ «Полипластик».
• Выручка в 2011 году — 28 млрд рублей.
• Число сотрудников — 5 тыс. человек.
• Среднегодовые темпы прироста в 2005–2011 годах — 31%.