Локомотив с американским сердцем

Русский бизнес
Машиностроение
«Эксперт» №23 (806) 11 июня 2012
Единственной страной в мире, которая занимается разработкой локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, остается Россия. На днях было объявлено о создании совместными усилиями компаний РЖД, Трансмашхолдинг и Caterpillar нового типа подвижного состава — газотепловоза
Локомотив с американским сердцем

В рамках VII Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», состоявшегося на днях в Сочи, было подписано более десятка различных соглашений и контрактов. Одним из наиболее важных стало трехстороннее соглашение о создании газотепловоза с газопоршневым двигателем, подписанное представителями РЖД, Трансмашхолдинга и американской компании Caterpillar. Цель сотрудничества — запуск на территории нашей страны производства экономически эффективных маневровых газотепловозов, соответствующих современным экологическим требованиям.

В России уже есть пример локомотива, работающего на сжиженном природном газе (СПГ) — газотурбовоз, опытный образец которого пока проходит испытания на железной дороге (см. «Ждем безвредный поезд», «Эксперт» № 9 за 2012 год).

Новый маневровый газотепловоз, опытный образец которого планируется создать к ноябрю этого года, будет более экономичным в обслуживании по сравнению с обычным тепловозом и, как и газотурбовоз, будет работать на СПГ, имеющем высокие экологические показатели по сравнению с дизельным топливом. Решить проблему заправки новых локомотивов планируется за счет строительства нового завода по сжижению природного газа в Тамбовской области, первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2014 году. Предполагается, что к этому периоду после испытаний и сертификации новые газотепловозы будут выпускаться серийно.

Новый эксклюзив

Проектированием опытного образца газотепловоза занимается «дочка» РЖД — Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ВНИКТИ). Газопоршневый двигатель для нового локомотива планируется приобретать у Caterpillar, а сборка будет производиться на одном из заводов Трансмашхолдинга. «В этом году, в октябре, если не подведут американские партнеры, мы ожидаем первый образец. В ноябре мы этот локомотив уже сможем показать», — сказал «Эксперту» старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович.

Планы по объемам производства пока не утверждены — многое будет зависеть от успешности испытаний новой машины, но, по словам групп-президента Caterpillar Inc. Жерара Виттекока, планируется, что это будет 10–12 машин. Инвестиции в создание опытного образца вместе с разработкой проектной документации оцениваются в 40 млн рублей.

В числе преимуществ нового локомотива — более дешевое топливо, цена на которое в два раза ниже, чем на дизель, и многократное снижение вредных выбросов в атмосферу. Если сравнивать количество вредных выбросов от работы локомотива на СПГ с работой на дизельном топливе, то разница будет 10–15-кратной. «Мировое энергетическое потребление постепенно смещается в сторону газа. Главные игроки здесь — США и Россия, поэтому наша кооперация вполне закономерна», — говорит Жерар Виттекок.

Топ-менеджмент РЖД тоже считает, что у газомоторного топлива большие перспективы. «В ближайшие пять-семь лет газомоторное топливо будет занимать заметную долю в сегменте моторных топлив. Сейчас локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, с