Пропуск в европейское небо

Русский бизнес
Слияния и поглощения
«Эксперт» №23 (806) 11 июня 2012
Компания «Транзас» купила швейцарского производителя авиационных часов Revue Thommen. Выйдя в лидеры на рынке морской навигации и тренажеров, россияне решили закрепиться и в авионике
Пропуск в европейское небо

«Revue Thommen вроде бы негромкое имя, но их авиационные часы установлены практически в каждом западном самолете или вертолете», — уверяет Дмитрий Третьяков, генеральный директор «Транзас авиации», авиационного подразделения петербургской группы компаний «Транзас». Этого производителя и приобрела ГК «Транзас» — структура, которая сегодня удерживает почти половину мирового рынка электронных картографических систем и морских тренажеров.

По оценкам аналитиков, покупка обошлась в 20 млн долларов, такова выручка швейцарцев за год. В масштабах «Транзаса», чей оборот в 15 раз больше (300 млн долларов), объем сделки невелик. В конце концов, авиационные часы занимают совсем небольшую нишу на огромном рынке авионики объемом в десятки миллиардов долларов. Однако даже такая скромная покупка позволит российской компании получить доступ к этому рынку.

«Транзас» выпускает собственное бортовое оборудование, но сбыт ограничен Россией. Поглотив Revue Thommen, петербургская компания задействует мировую дистрибуторскую сеть швейцарцев, получит доступ к их сертифицированным производственным мощностям и уважаемый бренд. По прогнозу, в результате сделки темпы роста авиационного направления «Транзаса» удвоятся уже в нынешнем году.

Спокойное «море» и растущее «небо»

«“Морской” рынок очень стабильный, у нас там небольшой рост — 10 процентов ежегодно. А авиационная электроника перспективнее, здесь мы растем гораздо быстрее, около 30 процентов в год», — рассказывает Дмитрий Третьяков. Все потому, что на морском рынке позиции у компании давние и прочные: «Транзас» еще в начале 1990-х застолбил там свою нишу. Тогда три моряка создали навигационную систему, работающую не на огромных ЭВМ, как у остальных, а на ПК. Уникальный продукт продавался неплохо. Но препятствием стало то, что выбор оцифрованных карт для подобных приспособлений был очень скудным. Основатели «Транзаса» взялись за оцифровку, получив в итоге одну из самых больших картографических библиотек в мире. Это трудоемкий процесс, но зато, поскольку труд в России был (и остается) дешевле, чем в Европе, цены на карты «Транзаса» оказались ниже, чем у конкурентов. В результате компания, по ее собственным оценкам, держит около 40% рынка электронно-картографических систем. На другом «морском» направлении — тренажерах (они имитируют капитанский мостик, необходимый для обучения и переаттестации судоводителей) у компании 45% мирового рынка. «Все, что они могли взять, они уже взяли», — полагает Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий.

Таким образом, для «Транзаса» было вполне логично обратить взор на авиационный сегмент, весьма привлекательный еще и потому, что он больше морского по объему. Разницу в размере демонстрирует пример с тренажерами: если рынок морских тренажеров составляет 50–60 млн долларов, то авиационных — от 500 млн до 1 млрд. Дело в том, что авиационные тренажеры дороже и их требуется больше. Доли «авиа» и «моря» в обороте «Транзаса» уже почти равны, при том что морскими продуктами компания