Москва, 05.12.2016

Дайте дорогу экономике

Русский бизнес / Транспортная логистика Российские железные дороги исчерпали резервы пропускной способности, заложенные в советское время. Накоплен колоссальный спрос на комплексную модернизацию не только железнодорожных магистралей, но и всей транспортной инфраструктуры страны
Фото: Игорь Шапошников
  1. Тщетные попытки
    Редакционная статья
  2. Уверенное движение к пропасти
    Кризис в еврозоне входит в критическую фазу, но европейские лидеры демонстрируют неспособность выработать общее решение. Из-за этого сохранение единой валюты обходится европейским налогоплательщикам все дороже
  1. Тщетные попытки
    Редакционная статья
  2. Уверенное движение к пропасти
    Кризис в еврозоне входит в критическую фазу, но европейские лидеры демонстрируют неспособность выработать общее решение. Из-за этого сохранение единой валюты обходится европейским налогоплательщикам все дороже

Российский рынок железнодорожных перевозок — один из крупнейших в мире. Ежегодно по железной дороге перевозится около 1,2 млрд тонн грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте составляет 84,8% (без учета трубопроводов). Для подавляющего большинства крупных российских предприятий железнодорожный транспорт вообще безальтернативен: с его помощью перевозится 70–90% массовых грузов (уголь, руда, металлы и проч.). Тем тревожнее наметившаяся в последнее время деградация качества железнодорожных услуг. Предприятия испытывают серьезные трудности с отправкой грузов, растут сроки их доставки, увеличиваются издержки грузоотправителей по всей логистической цепочке. Масштабы проблем таковы, что вывести российскую экономику из транспортного тупика, в который она направляется, можно только путем комплексного развития всего логистического каркаса страны.

Энергосырьевое столпотворение

Движение грузов в железнодорожной сети напоминает жизнь огромного муравейника. Масштабы нашей страны и особенности размещения производственных мощностей предопределяют разнонаправленное и зачастую хаотичное движение грузопотоков. В северо-западном направлении перевозятся значительные объемы угля, контейнеров, автотракторной техники, штучных грузов. В южном направлении — уголь, металлы, удобрения, зерно, контейнеры. В восточном следуют большие объемы руды, угля, металлов.

Динамика грузоперевозок коррелирует с темпами экономического развития страны. С 1990-го по 1998 год грузооборот и погрузка в сети железных дорог падали. Объемы грузовых перевозок начали стабильно расти лишь с 1999 года и к 2008-му увеличились с 834 млн до 1,3 млрд тонн в год. Затем последовал непродолжительный спад, вызванный финансовым кризисом. С 2010 года базовые показатели работы железнодорожного транспорта вновь на подъеме.

В целом в структуре погрузки преобладают энергосырьевые грузы (см. график 2). Так, из 1,2 млрд тонн грузов в прошлом году по железной дороге было отправлено около 296,2 млн тонн каменного угля, 250 млн тонн нефти и нефтепродуктов, 157,7 млн тонн строительных грузов, 110,9 млн тонн железной и марганцевой руды, 73,5 млн тонн черных металлов, 46,5 млн тонн химических и минеральных удобрений, 40,6 млн тонн лесных грузов. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов этого разнообразия.

Основные грузопотоки угля формируются в Ростовской области, Кузбассе, Печорском бассейне. Из Ростовской области уголь перевозится в направлении Волгоградской, Липецкой областей, Северного Кавказа, Санкт-Петербурга и Москвы. Из Печорского бассейна уголь направляется в северные районы страны из Воркуты в сторону Архангельской, Вологодской, Липецкой, Кировской, Мурманской областей, Санкт-Петербурга. Уголь из Кузбасса идет как на запад и северо-запад страны (в сторону Новосибирска, Омска, Челябинска, Екатеринбурга, Барнаула, Магнитогорска, Череповца), так и на Дальний Восток. Уголь Уральского и Подмосковного бассейнов распределяется в основном внутри этих регионов.

Нефтяные грузы доставляются из двух кру

Грузооборот и объемы погрузки на железной дороге практически вышли на докризисный уровень
В структуре перевозок по железной дороге преобладают сырьевые грузы
Грузопоток в дальневосточном направлении растет опережающими темпами и уже превысил докризисные показатели
Основные направление грузопотоков по железной дороге
Общая протяженность "узких мест" на сети железных дорог России


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт