Роман Троценко отдал швартовы

Русский бизнес
Судостроение
«Эксперт» №25 (808) 25 июня 2012
Роман Троценко отдал швартовы

Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию с 1 июля нынешнего года. Документ уже поступил в совет директоров ОСК и в аппарат вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве оборонку. В том, что отставка будет принята, нет никаких сомнений: соответствующая директива Росимущества для голосования на годовом собрании акционеров корпорации уже подготовлена. За последние пять лет это четвертая смена руководства судостроительной корпорации. Правда, пока неизвестно, кто займет освободившееся место. В правительстве рассматриваются кандидатуры гендиректора дочернего предприятия корпорации ПО «Севмаш» Андрея Дьячкова и вице-президента ОСК Анатолия Тюкова. Но кто бы из них ни занял кресло главного судостроителя страны, влияние на корпорацию главы «Роснефти» и неформального куратора ОСК Игоря Сечина в любом случае резко снизится.

Напомним, именно Сечин был главным инициатором назначения Троценко на должность президента ОСК в 2009 году. Такое решение во многом было продиктовано грандиозными планами «Газпрома» и «Роснефти», которых курировал в правительстве тогдашний вице-премьер. Обе компании планировали начать масштабную разработку сразу нескольких крупных месторождений углеводородов на шельфе северных морей, для чего требовалось в течение двух десятилетий построить свыше 50 нефтяных и газовых платформ, а также несколько десятков танкеров, газовозов и вспомогательных судов. В целом эти проекты оценивались более чем в 20 млрд долларов. Но для того, чтобы монополии могли контролировать свои издержки, во главе ОСК должен был стоять свой человек. Им оказался сорокалетний предприниматель Роман Троценко, имевший не только богатый опыт управления сложными активами, но и весьма неоднозначную репутацию довольно жесткого хозяина. В начале 2000-х под контроль Троценко перешли Московское речное пароходство, «Мостурфлот», «Речресторансервис», а также порты Кимр, Серпухова и Касимова. В 2007 году он создал корпорацию AEON, которая в жесткой борьбе установила контроль над несколькими крупными региональными аэропортами, в том числе Челябинска, Барнаула, Томска, а также стала владельцем более 1 млн кв. метров московской недвижимости. Этот опыт позволил Троценко в кратчайшие сроки консолидировать в рамках ОСК едва ли не все более или менее крупные судостроительные российские активы, включая «Балтийский завод» и «Северную верфь», которыми владел бывший сенатор от Тувы Сергей Пугачев. Однако решить главную задачу российского судостроения — снизить производственные издержки — Троценко так и не смог. Строительство танкеров, балкеров и контейнеровозов на корейских и китайских верфях по-прежнему обходится российскому заказчику почти в полтора раза дешевле и происходит в два раза быстрее, чем на отечественных. Справедливости ради заметим, что острой необходимости бороться за снижение издержек во чтобы то ни стало у менеджмента ОСК в последние месяцы уже