Мир

Москва, 23 май, суббота

Защитник нервов от стресса

09 июл 2012
Рисунок: Константин Батынков

Корейские и американские ученые недавно опубликовали в журнале PNAS работу о новых деталях влияния стресса на мозг.

Известно, что стрессы и депрессии нарушают работу мозга. Патологи утверждают, что особенно от них страдает гиппокамп, отвечающий главным образом за память. При этом снижается уровень ряда так называемых нейротрофических факторов, призванных поддерживать нейроны в норме, регулировать их метаболические функции, синтез белков и трансмиттеров. Однако механизмы влияния расстройств настроения на снижение функций нейронов вплоть до их гибели по-прежнему недостаточно известны. Исследователи из Сеульского и Йельского университетов выяснили, что есть еще один мало изученный белок — нейритин, который тоже имеет большое значение в защите нейронов от влияния стрессов и депрессий. О нейритине было известно, что он играет важную роль в пластичности мозга и способности нейронов к реорганизации.

Ученые провели ряд опытов на крысах: вызывали у них хронический стресс, не давая еды, меняя местами режим «день» и «ночь», лишая определенной свободы и общения. Было отмечено, что у животных, находящихся в состоянии сильной депрессии, значительно снижена активность гена нейритина и, соответственно, уровня этого белка. Если крысам давали антидепрессанты, ген постепенно начинал работать нормально. Однако экспериментаторы решили обойтись без антидепрессантов и попробовать активировать работу гена с помощью генных манипуляций. При этом также наблюдалась нормализация психического состояния животных и отсутствие дегенеративных изменений нейронов. Когда активность гена подавлялась с помощью тех же манипуляций, крысы, наоборот, впадали в депрессию, хотя реально никакого стресса они не испытывали. Нейрофизиолог из Йельского университета Рональд Дюман полагает, что нейритин играет важную роль в развитии депрессии, а значит, можно попробовать воздействовать на уровень нейритина с помощью генной терапии.

«Эксперт» №27 (810) Распечатать

МИР

Zuma\TASS

Рейтинги

Десять развитых стран с самым высоким неравенством в доходах

ОЭСР составила список развитых стран с самым большим социальным неравенством. Четвертое место в нем заняли Соединенные Штаты. В десятку попала также Эстония, единственная страна из постсоветского пространства

picture alliance / Arco Images G/ ТАСС

Долговой кризис Греции

Россия, Германия и Китай вступили в гонку за греческие активы

Афины продают госактивы. Среди желающих купить самые прибыльные объекты греческой инфраструктуры есть и российские компании. «РЖД», например, вместе с компаниями из Великобритании, Филиппин и других стран нацелились на второй порт Греции, порт Салоник.

СМИ2