Улетели с минусом

Повестка дня
Фото: АР

Итоги авиасалона «Фарнборо-2012» подтвердили самые худшие опасения скептиков — мировая авиационная индустрия начала резкое торможение. Лучше всего это иллюстрирует динамика новых твердых заказов. На только что завершившейся выставке производителям самолетов удалось получить твердые заказы на сумму чуть более 30 млрд долларов. Это ровно в полтора раза меньше, чем два года назад, и почти втрое меньше, чем на «Фарнборо-2008».

Такое положение вещей легко объяснимо. Несмотря на общий рост пассажиропотока, суммарная прибыль авиакомпаний мира в этом году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), сократится с 7,9 млрд до 3 млрд долларов. Причем прибыльность индустрии в целом будет обеспечена только за счет показателей авиакомпаний из Азии и Америки. А вот, например, европейские авиаперевозчики из-за долгового кризиса и начавшейся в регионе рецессии в этом году получат убыток на общую сумму почти 1,1 млрд долларов. Поэтому не надо удивляться тому, что тон на Farnborough в этот раз задавали не европейцы, а азиаты и американцы.

Корпорация Boeing смогла продать в общей сложности более 200 новых лайнеров на сумму свыше 21 млрд долларов и по всем показателям намного опередила Airbus. Самые крупные заказы американский гигант получил от двух лизинговых компаний — GECAS и Air Lease Corporation. Первая приобрела 100 самолетов нового семейства Boeing 737 MAX, а вторая — 75. «Эти компании — идеальные партнеры для вывода моделей Boeing 737 MAX на мировой рынок лизинга, — говорит президент Boeing Рэй Коннер. — Их новые заказы воплощают последовательный подход к созданию молодого и экономически эффективного парка воздушных судов и ясно свидетельствуют, что мы движемся в правильном направлении». На сегодня общий портфель заказов Boeing на новые узкофюзеляжные лайнеры составляет чуть более тысячи самолетов, тогда как у Airbus он достиг полутора тысяч. Такая разница объясняется тем, что европейцы начали продавать свои новые лайнеры семейства Airbus A 320 NEO почти на год раньше американцев. Правда, на Farnborough «европейцы» продавались очень вяло. Airbus смог подписать твердые контракты на поставку всего около ста самолетов общей стоимостью чуть менее 8 млрд долларов. А самым крупным заказчиком европейского концерна стала малоизвестная китайская лизинговая копания CALC, купившая 36 самолетов A 320 NEO. Еще 20 таких же машин заказала авиакомпания UTair.

Самым провальным нынешний авиасалон оказался для России. Вопреки ожиданиям отечественные авиастроители не только не получили новых крупных заказов на свои лайнеры, но и лишились старых. Так, в первый же день авиасалона стало известно, что малазийская компания Crecom, разместившая два года назад твердый заказ на приобретение 50 самолетов МС-21, отказалась от своих обязательств, переведя его в опцион. Глава «Иркута» Алексей Федоров объяснил изменение статуса заказа тем, что у Crecom сменился собственник, который попросил сдвинуть сроки авансовых платежей за самолеты. Еще одно неприятное известие пришл