Эволюция жанров

Культура
Москва, 10.09.2012
«Эксперт» №36 (818)
В Москве открылась двухчастная выставка «Портрет/пейзаж: границы жанра», собранная из работ французского Музея изящных искусств Нанта

Из архива пресс-службы

Около шестидесяти работ мастеров XVI–XX веков оказались в России благодаря счастливому стечению обстоятельств: нантский музей закрылся на реновацию, и обширное собрание получило возможность путешествовать по миру. Часть его осталась в местном La chapelle de l’Oratoire (здесь картины Рубенса и Бейнаски вступают в диалог с нашим современником Яном Пей-Мином), другая отправилась в турне по Японии (импрессионисты и модернисты), еще одна через Нижний Новгород (где гостила почти два месяца) приехала в Москву.

Выставка расположилась на двух крупных столичных площадках: портретная часть — в пространстве Государственного центра современного искусства, пейзажная — в Московском музее современного искусства на Петровке. Экспозиции не только отслеживают хронологические изменения жанров, поименованных в названии выставки, но и рассказывают историю развития одной из самых впечатляющих коллекций произведений искусства, собранных за пределами французской столицы.

На пустом месте

Истории собраний практически любого музея во Франции, находящегося вне Парижа, будь он в Страсбурге, Лионе, Лилле, Марселе, Кане или Нанте, удивительно схожи с историями становления советских картинных галерей и музеев в провинции. И те и другие образовывались по воле государства, распределявшего перегруженные фонды главных столичных музеев, а также передававших местным органам власти конфискованные коллекции местных богачей. Правда, во Франции все это случилось столетием раньше, и музеи не только получили настоящие флагманские шедевры, но и эволюционируют в своих собраниях до сих пор. В то время как наши довольствовались лишь второстепенными работами русских классиков, а свои коллекции законсервировали едва ли не в год открытия.

Нантский музей был создан в 1801 году указом министра внутренних дел Антуана Шапталя, распределявшего «сокровища, отвоеванные у врагов республики». В основу его легли около 50 полотен, полученных из Лувра, а уже в 1810 году городские власти приобрели коллекцию братьев Како, содержавшую более тысячи работ итальянской и французской живописи XIII–XVIII веков. Так в музее оказались шедевры Перуджино и Вуэ, Рубенса и Брейгеля, Тинторетто и Жоржа де Латура.

В дальнейшем руководство имело возможность пополнять фонды не только за счет покупок коллекций старых мастеров и принятия шедевров на временное хранение от собирателей и государства, но и за счет посещения знаменитых парижских салонов и непосредственного общения с художниками. Среди поступлений тех времен — работы Коро, Делакруа, Жерома и особенно важные для истории «Портрет госпожи де Сенонн» кисти Энгра и «Просеивающие зерно» Курбе.

Поддержка местных и федеральных властей давала и дает возможность расширять коллекцию и поддерживать современников. В начале XX века сюда попали картины Моне, Ренуара и других импрессионистов и модернистов; после войны — произведения Манессье, Кандинского и Эрнста, что, кстати, вдохновило и многих коллекционеров на пожертвование музею шедевров Пикассо, Шагала и абстракционистов. А созд

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама