Московский биржевой тупик

Покупка РТС не принесла ММВБ ни роста торговых оборотов, ни быстрых технологических решений. А спеша провести IPO, Московская биржа загнала себя в капкан

На будущей неделе состоится важное для Московской биржи событие: на внеочередном собрании акционеры должны будут одобрить дополнительную эмиссию 10% ее акций. Фактически это дает старт процедуре IPO.

При этом уже сейчас понятно, что осуществить желание топ-менеджеров и акционеров продать этот актив подороже будет очень сложно. Во-первых, процедура объединения площадок (напомним, осенью прошлого года ММВБ приобрела РТС, объединенная площадка получила название Московской биржи) еще толком не завершена, синергетического эффекта, о котором так много говорили сторонники объединения, пока нет. Во-вторых, биржа не успевает разработать новые технологии — а именно они должны были повысить привлекательность биржи для инвесторов в преддверии IPO. Ну и, наконец, вызывает опасения состояние бизнеса Московской биржи. Обороты торгов снижаются (см. график). Как площадку для размещения бумаг отечественную биржу рассматривают лишь карликовые эмитенты. Публичные компании с Московской биржи уходят, а еще не разместившиеся отдают предпочтение лондонской LSE (взять хотя бы ОАО РЖД, которое уже заявило, что приобретать публичный статус будет в Лондоне, или Промсвязьбанк и «Мегафон», которые выйдут на LSE уже этой осенью). Похоже, пока от объединения ММВБ и РТС и от IPO выигрывает лишь небольшая группа лиц, но не российский фондовый рынок.

Одна лучше, чем две

Хорошо работающая биржа, на которой удобно совершать сделки самым разным инвесторам, — залог развития фондового рынка. Биржа с большими торговыми оборотами — показатель того, что фондовый рынок уже развит и способен выполнять свою основную функцию — бесперебойно поставлять капитал от инвесторов к эмитентам. Поэтому к Московской бирже приковано особое внимание. Состоявшееся в прошлом году объединение ММВБ и РТС должно было подстегнуть развитие российского фондового рынка — считалось, что конкуренция между двумя биржами вредна и распыляет их усилия. А вот они объединятся — и смогут успешно конкурировать с Лондоном.

Напомним, что ММВБ и РТС изначально развивались по-разному. Учредителями ММВБ были банковские структуры, и в первую очередь развитие этой площадки отвечало интересам банков. Основателями РТС были брокерские компании, и вектор движения этой площадки прежде всего отвечал интересам брокеров. Банкам был нужен валютный и облигационный рынки, брокерам — срочный рынок и вообще любое увеличение числа сделок, совершаемых мелкими клиентами. Соответственно, ММВБ была средоточием «классического рынка»: акций, корпоративных, государственных облигаций и валют. Два последних сегмента за ММВБ были закреплены законодательно, и это была, по большому счету, монополия. Она-то и давала стабильный доход. Но при этом ММВБ представляла собой довольно косную и консервативную структуру. Нововведения удавалось внедрять с трудом, и на таких направлениях, как деривативы или торги через центрального контрагента, ММВБ отставала от более динамичной РТС. В свою очередь, РТС активно развивалась, обороты росли, торговля с центральным контр

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама