Найти киоск на карте

Русский бизнес
Электронные карты
«Эксперт» №36 (818) 10 сентября 2012
Новосибирская компания 2ГИС хочет приучить горожан перед выходом из дома заглядывать в электронный справочник, чтобы уточнить, до скольких работает ремонт обуви, принимает ли кафе к оплате карты и не закрылась ли ближайшая автомойка
Найти киоск на карте

К нам в Москву приехали приятели из Новосибирска и, перед тем как пойти в музей, стали скачивать какой-то «дубльгис», где «все есть». Так же повели себя приехавшие потом знакомые из Екатеринбурга и Иркутска. Оказывается, это карта, где отмечены все организации. «Что-то типа “Яндекс. Карты” или Google Maps?» — спрашиваю. «Нет! Гораздо подробнее!» — ответили друзья. То есть она позволяет не только проложить маршрут из точки А в точку B, но и узнать данные организации: адрес, телефон, сайт, список услуг, даже форму оплаты в ресторане или магазине.

Название 2ГИС стало за Уралом нарицательным, «искать в 2ГИС» там — это почти как «гуглить». Вместо объяснения, как проехать, на рекламных плакатах пишут «посмотрите в 2ГИС». А шуточные интернет-характеристики горожан «вы новосибирец (томич, омич), если…» включают такой пункт: «…перед тем как поехать в незнакомое место, смотрите 2ГИС». Впрочем, продукт охватывает уже все города России с населением от 300 тыс. человек.

Новосибирская компания разработала оригинальную систему создания и актуализации электронных карт-справочников. Бизнес новосибирцев растет со скоростью, сопоставимой с темпами лидеров рынка контекстной рекламы «Яндекс» и Google (см. график 1). «Наша задача — приучить людей пользоваться качественной справочной информацией. Где вы найдете сведения о магазине у дома, о ремонте обуви? Мы выковыриваем эти данные из реальности. Мы идем и смотрим, где кто сидит и что делает», — говорит гендиректор 2ГИС Александр Сысоев.

Нечаянная карта

Летом этого года в Падуе и соседней с ней Венеции некая компания 2GIS Italia начала убеждать горожан отказаться от бумажного Pagine Gialle, наших «Желтых страниц», в пользу более точного электронного справочника. Проект запустил живущий в Падуе новосибирец Владимир Бондарев. Он решился на это, когда жизнь без 2ГИС стала невыносима. «Когда спрашиваешь, как что-то найти, предлагают пролистать пятикилограммовую книжку столетней давности. Я искал теннисный корт, прихожу — а там кладбище», — негодует Бондарев.

«Организации открываются, закрываются, переезжают, меняют род деятельности. Бумажный справочник выходит раз в год, и ему не успеть за этими изменениями. Кто-то продавал окна, а теперь их еще и ремонтирует или, наоборот, раньше ремонтировал, а теперь нет. Или меняется телефон. К концу года данные о половине компаний теряют актуальность», — перечисляет недостатки привычных «Желтых страниц» Александр Сысоев.

В кризис эта проблема стала очевидна даже для европейского бизнеса, хотя изменения там происходят медленнее, чем в России. А электронный справочник может обновляться чаще — тираж-то перепечатывать не нужно. Сысоев уверен, что 2ГИС удастся без труда побороть итальянские бумажные справочники, ведь технологию сбора точной информации о городе компания оттачивает уже более десяти лет.

В конце 1990-х в Новосибирске выходило с десяток бумажных справочников. Инженер Александр Сысоев не имел к ним отношения, зато у компании «Техноград плюс», совладельцем которой он был, сущест

Компания основана в 2004 году в Новосибирске, до 2011 года называлась «ДубльГИС». 2ГИС создает электронные карты-справочники. Филиалы (собственные и франчайзи) в 150 городах России, а также в Казахстане и Италии.

Выручка от продажи рекламы (общие продажи управляющей компании и франчайзи) за 2011 год — 1,6 млрд рублей.

Количество сотрудников в управляющей компании — 1400 человек.