Just-in-time за миллиард

Русский бизнес
«Эксперт» №38 (820) 24 сентября 2012

Российские железные дороги ведут переговоры с французским автомобильным концерном PSA Peugeot Citroёn о покупке 75% акций логистического оператора Gefco. Стоимость сделки оценивается в 800 млн евро.

Кризис на европейском авторынке отразился на всех его участниках, включая Peugeot Citroёn, поэтому концерн изыскивает способы решения финансовых проблем. Одним из них и стала продажа Gefco. Компания, один из лидеров автомобильного логистического рынка, ориентирована на работу с автоконцернами и присутствует в 32 странах мира. В 2011 году, например, она перевезла более 4 млн автомобилей (в основном производства PSA Peugeot Citroёn и General Motors). Парк Gefco составляет всего 3500 контейнеров, 3800 вагонов-платформ и 30 судов типа река-море. Половина всех перевозок осуществляется автотранспортом. Две трети объема выручки Gefco, составившей в 2011 году 3,7 млрд евро, дают контракты с концерном Peugeot Citroёn, которому она и принадлежит.

Для РЖД покупка не выглядит дорогостоящей. Монополия после активной приватизации части своих активов накопила значительную финансовую наличность, да и без распродаж имеет ежегодную чистую прибыль порядка 3 млрд долларов (см. график). А вот с качественной точки зрения синергии с активами Gefco у железнодорожников немного. Технологии обслуживания сегмента рынка just-in-time для РЖД в новинку. Как, впрочем, и комплексное логистическое обслуживание.

«Приобретение Gefco — уникальная возможность для российской компании, — считает старший консультант Frost & Sullivan Виталий Бельский.РЖД могут использовать опыт Gefco в мультимодальных логистических решениях для создания подобной модели бизнеса в России и Европе. Например, для сочетания морских, железнодорожных и автомобильных перевозок». Впрочем, выстраивание этих решений может быть очень непростым делом. Недаром в РЖД уже заявили, что готовы сохранить менеджмент Gefco и всех его подразделений.

Тем не менее в сделке просматривается стратегическая возможность трансфера технологий в Россию. Россия в лице РЖД имеет все шансы получить контроль и ноу-хау одного из лидеров западной сервисной инфраструктуры. Той самой инфраструктуры, отсутствие которой сдерживает развитие отечественной технологической среды. Это одна из причин того, что инвестиции в конвейерное производство в России, за редким исключением, прерогатива иностранных инвесторов.