Венская перезагрузка

Культура
Арт-рынок
«Эксперт» №38 (820) 24 сентября 2012
Viennafair, ярмарка современного искусства, прошедшая в столице Австрии, приобрела русский акцент и попыталась убедить коллекционеров, что собирательство — это не сложно, не дорого и совсем не скучно
Венская перезагрузка

Первая ярмарка современного искусства прошла в Вене в 2005 году. Странно, что ее не было здесь раньше. Австрийская столица — город с имперскими традициями и провинциальным очарованием, коллекционерская сокровищница Габсбургов и один из центров сецессиона. Словом, есть и достойный антураж, и вдохновляющие примеры из прошлого. Специализация ярмарки определилась с самого начала и логически вытекает из ее географического положения — в самой восточной из западноевропейских столиц сделали ставку на художников из Восточной и Центральной Европы, которым редко находится место на крупных ярмарках в Лондоне, Базеле, Париже или Майами. Впрочем, венской ярмаркой всегда больше интересовались кураторы, чем коллекционеры, и особого веса в арт-сообществе она не имела. Но если «в городе начинается жизнь, когда туда приходят гусары», то Viennafair сегодня оживляют вливанием русской крови и русских же инвестиций.

В январе 2012 года 70% акций ярмарки купили российские бизнесмены Сергей Скатерщиков (основатель Skate’s Art Market Research) и Дмитрий Аксенов (председатель совета директоров RDI Group). За пару недель до открытия, анонсируя событие в Москве, Аксенов пошутил, что венский смотр изменили «две блондинки», бывшие наши соотечественницы. Два арт-директора ярмарки — Вита Заман и Кристина Штейнбрехер — не только отвечали за художественное наполнение ярмарки, но и в прямом смысле стали ее лицом, снявшись для наружной рекламы (которую трудно не заметить и не запомнить) со слоганом «Больше красоты».

Главные пункты концепции ярмарки сегодня — перекресток искусства Востока и Запада, средний ценовой сегмент и динамичная рамочная программа. С их помощью организаторы и рассчитывают заманить в Вену новых коллекционеров. «Уникальное положение Вены позволяет показать современное искусство тех стран, которые больше нигде не представлены: Турции (она специальный гость этого года), Ирана, всего каспийского региона. Мы планируем включить в контекст ярмарки музыку, кино, танец, чтобы сделать ее популярной у аудитории, обычно не вовлеченной в арт-процессы, пытаемся перемешать высокое искусство и поп-культуру. Для начинающих коллекционеров мы устраиваем туры по музеям, показываем уже сложившиеся частные коллекции, знакомим с художниками. Коллекционирование — это не только покупка искусства, это социальная активность», — говорит Вита Заман.

У новых владельцев планы еще более амбициозные. По словам Сергея Скатерщикова, задача-максимум на ближайшие годы — «построить одну из самых динамичных компаний в Европе, которая будет обслуживать интересы новых коллекционеров и изменит подход к тому, что такое вообще коллекционирование искусства (ярмарка — наш флагманский, но не единственный проект). Главная идея — уйти от олигархического сегмента супердорогих произведений, переориентироваться на средний класс и привить мысль, что в жизни умного, интеллигентного, уверенного в себе человека обязательно должно быть место искусству». Какому именно искусству — вот вопрос.

На Viennafair встречались и