Чем будем гордиться: направления прорыва

Эксперт 400 К настоящему времени накоплен потенциал роста в целом ряде отраслей. Однако для его реализации придется дать ответ на серьезнейшие вызовы, главным образом внутренние
Фото: РИА Новости

Уже ближайшее будущее потребует от российского бизнеса новых свершений — это обусловлено масштабом проблем, стоящих перед российской экономикой. Попытаемся проанализировать уже заявленные отечественными компаниями проекты, воплощение которых в жизнь в обозримой перспективе станет значительным событием для страны в целом.

Машиностроение: кооперация с технологическими лидерами

В гражданском авиа- и двигателестроении наиболее ожидаемые достижения грядущего десятилетия связаны с реализацией проектов магистрального самолета МС-21 (головная фирма — корпорация «Иркут») и линейки авиадвигателей нового поколения ПД-14. Причем после освоения производства лайнера SSJ-100 и создания совместно со Snecma двигателя SaM-146 вероятность достижения успеха в этих проектах представляется довольно высокой.

Проблемы, возникшие в ходе реализации проекта SSJ-100 — не повод ставить под сомнение перспективы авиапрома в целом и проекта МС-21 в частности. Во-первых, SSJ-100 — первый самолет, созданный в нашей стране после распада СССР, причем в широкой международной кооперации. Проект потребовал радикальной перестройки всей управленческой модели отрасли непосредственно в ходе его реализации. Сейчас уже можно говорить, что эта модель уже создана и отработана. В частности, важным шагом стало формирование в рамках Объединенной авиастроительной корпорации единых для всех предприятий авиапрома центров компетенции для разработки ключевых узлов и комплектующих для перспективных моделей. Уже создано два центра — «Аэрокомпозит» (разработка и производство композитных материалов и узлов из них) и Центр комплексирования БРЭО (разработка и производство авионики).

Во-вторых, в истории мирового авиапрома еще не было примеров, когда первый проект ресурсного самолета, создаваемого оборонной фирмой, обходился бы без проблем как технического, так и маркетингового характера. В целом, если бы проект SSJ не состоялся, сегодня рассуждать о каких-либо перспективах российского авиапрома было бы вообще бессмысленно.

МС-21 — проект значительно более амбициозный. Самолет будет конкурировать в самой тесной нише мирового рынка ближне- и среднемагистральных пассажирских самолетов, в которой сегодня доминируют два самолета-бестселлера — А320 и Boeing 737. К 2016 году, когда планируется запустить серийное производство нового лайнера, на рынок уже выйдут или будут близки к выходу модернизированные версии этих самолетов А320 Neo и Boeing 737 MAX, а также оснащенный двигателями Pratt & Whitney последнего поколения китайский Comac C919.

В двигателестроении главные надежды возлагаются на создание двигателя ПД-14, который ляжет в основу целого семейства агрегатов с тягой от 8 до 18 тонн. Основная его «фишка» — использование нового универсального газогенератора, который можно было бы использовать в широкой линейке двигателей. ПД-14 будет конкурировать не с российскими двигателями предыдущих поколений, а с самыми последними разработками мировых технологических лидеров, такими как двигатели PW1400G (Pratt &