Стратегии госкомпаний: без особых амбиций

Эксперт 400 Горизонт планирования в крупных госкомпаниях сейчас удлинился до 10–20 лет. Особых подвигов в этот период они совершать не собираются

Десять ведущих госкомпаний сегодня обеспечивают около 30% суммарной выручки участников списка «Эксперт-400». С учетом госкорпораций, консолидированные данные которых пока не представлены в рейтинге, реальный уровень влияния госкомпаний на экономику страны существенно выше. Именно от реализации их стратегий развития во многом зависит будущее целых отраслей. Есть ли такие стратегии? Каковы их приоритеты?

Чтобы ответить на этот вопрос, рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело ревизию стратегических документов госкомпаний. Несмотря на то что в соответствии с принятым в самом конце 2010 года Федеральным законом № 437 госкорпорации были обязаны не просто разработать стратегии собственного развития, но и выложить их в открытый доступ, в интернете нам удалось найти разнородные стратегические документы лишь полутора десятков из почти 50 госкомпаний. (Многие, правда, говорили, что документы попросту не готовы.) Качество обнаруженных стратегий мы постарались оценить хотя бы приблизительно исходя из несложных критериев: адекватность целеполагания, соответствие инструментария поставленным задачам, наличие контроля реализации и, наконец, амбициозность замыслов. Вот краткие предварительные результаты такого мини-исследования.

Во-первых, горизонт планирования в госкомпаниях удлинился до 10–20 лет. Это серьезный прорыв. Еще недавно даже самые прозорливые управленцы боялись загадывать более чем на два-три года вперед. Сейчас же стратегия РЖД и «Газпрома» рассчитана до 2030 года, МРСК-холдинг и «Транснефть» планируют свою деятельность до 2020-го.

Во-вторых, при адекватности поставленных целей механизмы их достижения в ряде компаний часто остаются за кадром. «Газпром», например, вполне резонно называет одной из своих задач географическую диверсификацию экспорта. Однако от детализации инструментов, позволяющих снижать себестоимость добычи и транспортировки российского газа, по крайней мере в открытой презентации, стратегии воздерживается. Объединенная судостроительная компания декларирует задачу повышения производительности труда в 3–3,5 раза (что действительно крайне актуально для российского машиностроения), но путей ее решения не раскрывает. Зато «Почта России» дает достаточно подробный посегментный план действий по достижению одной из своих главных целей — роста выручки к 2020 году более чем в 2 раза. Правда, при этом авторы стратегии отмечают, что даже при такой динамике доходы «Почты России» останутся в 6–7 раз ниже, чем у крупных западных почтовых операторов.

Вообще, амбиции глобальных лидеров пока не свойственны большинству госкомпаний. КамАЗ, к примеру, к 2020 году планирует увеличить объем продаж техники до 100 тыс. единиц (в 2010 году — 38,3 тыс. единиц), тогда как его прямой конкурент Volvo Trucks еще в 2006-м продала более 105 тыс. грузовиков. Лишь немногие из российских госкомпаний планируют реальный прорыв. РЖД собирается кардинально увеличить протяженность путей для скоростного и высокоскоростного пассажирского движения (к 2030 году— почти в 8 раз).

Топ-10 госкорпораций и компаний с госучастием по качеству стратегического планирования (в баллах, от 1 до 10)