Фабрика идей для московского Генплана

Общество / Градостроительство Главными идеями нового Генплана Москвы должны стать редевелопмент промышленных зон, трансформация транспортной инфраструктуры, новое освоение территорий вдоль Москвы-реки и устранение дисбаланса «жилье — рабочие места» в структуре мегаполиса
Фото: ИТАР-ТАСС

Завершен международный конкурс на разработку концепции развития московской агломерации. Это первый за последние восемьдесят лет, не считая Сколкова, международный градостроительный конкурс в России. В сентябре интернациональные команды представили проекты общественности, жюри объявило победителей. В номинациях «Развитие московской агломерации» и «Развитие присоединенных земель» лучшими признаны проекты, разработанные под руководством французской компании Antoine Grumbach et Associes, в номинации «Размещение правительственного центра» выиграл проект американской Urban Design Associates.

Впрочем, ни один из проектов-победителей реализован не будет. Это был конкурс-консультация, его цель — наработать и проверить большое количество новых идей и концептов. На их базе до конца года Институт Генплана Москвы подготовит техническое задание для разработки нового Генплана, утвердить который планируется в 2013 году.

По последней парижской моде

Московский конкурс во многом скопирован с проекта «Большой Париж» 2007–2008 годов, который стал ярким градостроительным событием для всего мира. Его темой тоже была трансформация агломерации, сложившейся вокруг крупного мегаполиса. В конкурсах участвовали десять международных междисциплинарных команд из урбанистов, архитекторов, социологов, экономистов и т. д. Идентичной была даже сумма гонорара: 250 тыс. евро на каждую команду. Наконец, оба проекта были не совсем конкурсами, а скорее многомесячными консультациями с целью выработки новых идей для развития города.

Однако полезнее остановиться на важных отличиях между этими конкурсами. Первое: «Большой Париж» был проектом президента Франции Николя Саркози. Он сидел в составе жюри, активно интересовался проектами — это придало всей истории большой вес. Наш конкурс был инспирирован федеральными ведомствами, но президент и премьер-министр им не интересовались. Он проводился администрацией Москвы, но даже столичный мэр не принимал в нем активного участия, а лишь изредка заслушивал команды. И более низкий статус конкурса может возыметь свои последствия. Противостояние между столицей и Московской областью никуда не исчезло, а после передачи части земли Москве приобрело новые краски. Без участия федеральной власти реализовать крупные агломерационные проекты вряд ли удастся. Тем более что об идее Дмитрия Медведева образовать столичный федеральный округ уже более года ничего не слышно.

Второе: разным было качество предоставленной участникам информации. Нет, в России командам тоже передали тома с картами, диаграммами и цифрами, но их достоверность и актуальность была под вопросом. В Москве качественных исследований города проводится крайне мало, а часть очевидной информации скрыта под грифом «секретно». Простой пример: на одном из семинаров участники потратили чуть ли не полдня, пытаясь разобраться с тем, какова сегодня численность населения Москвы. Оценки ведомств и консультантов расходились более чем в два раза: от 9,5 млн до 20 млн человек. Конкурс можно было использовать для с

Новые элементы транспортной системы московской агломерации (первая фаза строительства, проект команды Антуана Грумбаха)