Цистерны любой ценой

Русский бизнес / Железнодорожные перевозки Продажа крупнейшей железнодорожной компании по перевозке сжиженных газов «СГ-Транс» приостановлена. Для победившей в торгах АФК «Система» этот актив — важный старт для завоевания лидирующих позиций в железнодорожной отрасли
Фото: ИТАР-ТАСС

Победа АФК «Система» в аукционе по продаже 100% акций «СГ-Транса» — крупнейшей компании в сегменте железнодорожных перевозок жидких углеводородов — омрачена началом судебных разбирательств. Иск в Арбитражный суд Москвы подал другой претендент на этот актив — компания «РН-Транс», подконтрольная «Роснефти». «РН-Транс» не была допущена к торгам их организатором — компанией «Ренессанс Брокер», которая и выступит 31 октября ответчиком в суде. Цель «дочки» «Роснефти» — признание итогов торгов недействительными и проведение повторного аукциона.

По мнению экспертов, удовлетворение судом требований «РН-Транса» ставит под сомнение логику всей программы приватизации госактивов, если они в равной степени могут перейти в подконтрольные государству структуры. Кроме того, повторный аукцион может уже не принести в государственный бюджет столь значительную сумму, которую сейчас готова заплатить «Система». До окончания судебных разбирательств на акции «СГ-Транса» наложен арест. В «Системе» надеются на благоприятное разрешение ситуации и не отказываются от цели завоевать лидирующие позиции в новом для себя железнодорожном бизнесе. Следующим шагом компании станет подача заявки на приобретение 25% акций Первой грузовой компании.

Соблазнительный актив

К торгам по продаже государственного «СГ-Транса» были допущены четыре компании. Разрешение ФАС на покупку «СГ-Транса» имели еще с десяток компаний. В их числе принадлежащая «Роснефти» «ЮКОС-Транссервис», переименованная в этом году в «РН-Транс». Отказ этой компании от участия в аукционе продиктован прежде всего Законом о приватизации, согласно которому покупателями государственного имущества не могут быть компании с госдолей в капитале больше 25%. Истец, видимо, будет апеллировать к тому, что участие государства в капитале компании не прямое, а, значит, формальное право участвовать в торгах у него было.

Активный интерес к выставленной на торги компании связан с ее ведущим положением на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). «СГ-Транс» обладает подвижным составом в количестве более 14 тыс. цистерн, а его доля в сегменте перевозок СУГ составляет почти 40%.

Победителем торгов признана АФК «Система» Владимира Евтушенкова, предложившая максимальную цену — 22,77 млрд рублей при стартовой 10,1 млрд рублей. По мнению экспертов, это превышает реальную стоимость компании. Такая переплата объясняется планами «Системы» укреплять свои позиции на рынке железнодорожных перевозок.

Пятого октября стало известно, что недовольная итогами торгов «РН-Транс» заблокировала сделку посредством судебного иска.

Организатор аукциона компания «Ренессанс Брокер», обвиняемая в незаконной процедуре проведения торгов, уверяет, что действовала в соответствии с агентским договором, законодательством и поручениями правительства.

Росимущество согласно с утверждениями ответчика и заявило, что присоединится к судебному разбирательству на его стороне. В «Системе» не расценивают поданный иск как недружественный жест по отношению к