«Автодор» чертит хайвеи

Русский бизнес
Дорожное строительство
«Эксперт» №42 (824) 22 октября 2012
Новой стратегической целью государственной компании «Автодор» может стать не только модернизация существующих федеральных трасс, но и строительство современной сети скоростных автодорог, которыми планируется связать крупные города страны
«Автодор» чертит хайвеи

«Нанотехнологии! Биотехнологии! Дороги постройте сначала!» — типичная реакция западного скептика на констатацию российских успехов в области высоких технологий. И действительно, несмотря на впечатляющую динамику роста отечественной экономики за последние 20 лет, как ни странно, дорожная отрасль, ключевой локомотив развития, до сих пор остается «на обочине». И только сегодня появилась надежда на то, что в обозримом будущем медленно, со скрипом все начнет сдвигаться с мертвой точки.

Один из организационных инструментов оживления отрасли — государственно-частное партнерство, развитие которого поручено госкомпании «Автодор». В конце октября она представит правительству стратегию развития опорной сети скоростных автомобильных дорог до 2030 года.

Собственно, для этой цели и была создана три года назад госкомпания «Автодор». Шагом к формированию новой сети дорог должны стать, во-первых, трассы М1 (Минское шоссе), М4 («Дон») и М3 (Киевское шоссе) общей протяженностью 2,6 тыс. км, которые госоператор получил в доверительное управление. Во-вторых, платные дороги, построенные в рамках концессионных контрактов частными компаниями («Автодор» курирует такие проекты от лица государства и, в частности, обеспечивает подготовку территории для строительства платных трасс).

Предполагалось, что «Автодор» не только приведет в порядок переданные госкомпании федеральные дороги, но и станет локомотивом привлечения в дорожную отрасль частного капитала. С функцией «завхоза» компания справляется весьма успешно: внешний облик федеральных трасс заметно улучшился за счет своевременного ремонта покрытия, уборки мусора, упорядоченного размещения рекламных конструкций и объектов придорожного сервиса. Однако инвестиционно-строительная динамика оставляет желать лучшего. Пока в скромном багаже госкомпании — реконструированный на бюджетные средства и переведенный в платный режим 23-километровый участок трассы «Дон», платный обход Задонска в Липецкой области, реконструированный 12-километровый участок Минского шоссе. Внебюджетные инвестиции привлечены всего в четыре проекта: в строительство платного северного обхода Одинцова и двух участков платной трассы Москва—Санкт-Петербург. Кроме того, заключен операторский контракт на эксплуатацию в платном режиме реконструированного участка автодороги «Дон» (подробнее о реализующихся и планирующихся проектах «Автодора» см. таблицу).

При таком раскладе не приходится удивляться тому, что «Автодор» постоянно пребывает под огнем критики. Многие автомобилисты упрекают госкомпанию в том, что вместо создания опорной сети новых скоростных магистралей «Автодор» пытается извлекать ренту из советского автодорожного наследия. Налогоплательщики не понимают, почему они должны платить за проезд по дорогам, которые построены на их же средства: ведь даже в рамках заключенных концессионных контрактов из федерального бюджета прямо или косвенно покрывается почти половина инвестиционной стоимости проектов. Громкими скандалами сопровождаются строительные работы. В