О слишком дорогой расплате

Разное

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Демидов рассказал «Известиям», что, когда общественные структуры принялись отправлять депутатам Думы критические замечания к законопроекту «Об образовании», прошло лишь несколько сотен обращений. А затем «интернет-приемная оказалась заблокирована. При попытке отправить письмо приходило сообщение, что ящик переполнен и отправка не удалась». Переполненный виртуальный ящик, в который ни одна живая душа и не заглядывает: зачем? — есть безукоризненно точный образ «всенародного обсуждения» минобровских инициатив. И не только: например, под тем же лозунгом «всенародное обсуждение лает, а караван идёт» не так давно МВД пропихнул Закон о полиции. Но тут есть разница. Перекраску милиции в полицию можно признать неудачей и начать реформу практически заново — так, в общем, уже и делается. Последствия же принятия законопроекта об образовании очень быстро станут непоправимыми. А для обезвреживания хотя бы самых опасных статей проекта остаётся всего ничего — одна эта неделя, да и той, считай, нет.

Скажем, 12 ноября состоится обсуждение проекта в Общественной палате. Площадка видная, в обсуждении наверняка примут участие серьёзные эксперты, но результат дискуссии предрешён. Кто возглавляет комиссию ОП по развитию образования? Ректор Высшей школы экономики Кузьминов. На кого приходится львиная доля работ по подготовке и пиар-сопровождению всех начинаний Минобра? На саму «Вышку» да на различные организации, входящие в её структуру. Поэтому трудно рассчитывать, что обсуждение в ОП приведёт к иному результату, чем полное одобрение — с мелкими замечаниями. Далее, до 16 ноября в Думе идёт сбор поправок к проекту. Поправок, говорят, поступили уже тысячи. Это отчасти хорошо (все необходимые поправки наверняка предложены), а в целом скорее плохо: всерьёз рассмотреть такое количество предложений немыслимо, а потому становится «естественным» отсечение самых важных поправок практически без дискуссии.

«Эксперт» уже не раз писал, что принесёт обсуждаемый закон, и здесь я назову лишь несколько подарков из этого мешка. Резкое сокращение бюджетных ассигнований на образование. Нет, на бумаге-то общие суммы продолжают расти — в предположении, что большую часть расходов оплатят регионы. А у них, как всегда, не будет хватать денег, и расходы на образование они будут урезать — чем дальше, тем больше. Далее, обрекаются на исчезновение школы повышенного уровня: гимназии, лицеи и т. п.; это будет означать гибель лучшей в мире школы обучения одарённых детей. Далее, отмена гарантии предоставления школой бесплатных знаний, достаточных для поступления в вуз: преемственность образовательных программ впредь гарантируется только от дошкольного до школьного уровня. Кто до сих пор не понимал, зачем были нужны новые стандарты, теперь поймёт. Далее, ускоренное сокращение доли бюджетных мест в вузах. Далее, конец гарантированной возможности бесплатной учёбы в магистратуре. Далее, продолжение роста нагрузки на школьного и вузовского педагога с неизбежной деградацие