Идеальное место для НИОКР

Спецвыпуск
Томская область
«Эксперт» №47 (829) 26 ноября 2012
Томские власти намерены максимально использовать научный потенциал региона, содействуя организации в крае российскими и международными корпорациями исследовательских и конструкторских центров по созданию новых продуктов
Идеальное место для НИОКР

Когда в мае нынешнего года администрация Томской области подписала соглашение о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), предполагалось, что в обозримом будущем в Томске будет создан кластер, основанный не только на промышленности, но и на образовательном потенциале региона. Говоря о чертах модели образовательного кластера, специалисты агентства отмечали, что в Томске он должен решать две задачи. С одной стороны, работать как научно-образовательный центр, конкурирующий с другими мировыми брендами, с другой — как механизм, привлекающий в регион инвестиции. Как сделать образование, науку и инновации продуктом, притягивающим инвесторов, об этом вице-губернатор Алексей Князев знает по личному опыту: за его плечами коммерциализация ноу-хау и четыре успешных предприятия.

— Наши инновации создаются ради применения. Инновационные разработки должны способствовать развитию промышленности, то есть слиянию науки и промышленности. Но что происходит? В Томске хороших, продуктивных научных идей несколько тысяч, и новых ежегодно возникает не менее тысячи. Предприятий, которые эти идеи реализуют, в год образуется в лучшем случае 50. Тех, кто дорастает до оборота в 100 миллионов рублей, — в пределах десятка; свыше миллиарда — пересчитать хватит пальцев одной руки, и у них двадцатилетняя история. Это означает, что систематического воспроизводства научных результатов и их реализации в промышленном масштабе у нас нет, хотя генерация знаний и научных идей работает великолепно. У нас чаще всего нет культуры создания продукта, который можно продать. Здесь и случается системный сбой. Поэтому сегодня мы работаем как раз над тем, чтобы поднять культуру создания наукоемкого бизнеса. Организовали конкурс «Томские инновационные бренды», чтобы попробовать хотя бы часть проектов с большим потенциалом настроить на захват рынков. Будем разрабатывать стратегии, заниматься маркетингом и полной упаковкой продукта.

Появилось ли сейчас понимание, как повысить эффективность взаимодействия инновационного бизнеса и власти?

— Здесь необходима обратная связь. Например, недавно мы ездили в Салехард с экономической миссией. Взяли с собой 20 компаний, руководителей которых я заранее предупредил, что через полгода после нашей поездки мы спросим о конкретном результате. Мы подписали с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа соглашение о том, что будем не просто дружить, а осуществим ряд программ с применением оборудования томских предприятий. Они прислали список ответственных за каждый пункт соглашения, теперь у всех наших предприятий есть кураторы. Вскоре мы выясним, кто и что продал.

В феврале будущего года мы ждем у себя бизнес-миссию из Салехарда. Они воодушевились нашими возможностями: готовы расширять отношения,  а в мае ямальцы приедут  на XV Томский инновационный форум Innovus-2013. Через год я буду знать социально-экономический эффект от салехардской поездки в цифрах. И такая обратная связь нужна по каждому мероприятию, чтобы