Чем малый бизнес похож на женщину

Экономика и финансы
Банки
«Эксперт» №48 (830) 3 декабря 2012
Господдержка малого и среднего предпринимательства должна серьезно измениться — дело не в объеме выделяемых средств, а в их эффективности
Чем малый бизнес похож на женщину

Малое и среднее предпринимательство (МСП) у банков сегодня не в чести, таким предприятиям сложнее взять кредит, чем физлицам, от них требуют заложить абсолютно все и предлагают ставки в два и даже в три десятка процентов годовых. По последним данным, кредитование МСП растет медленнее всего рынка кредитования (см. график 1). Чуть ли не единственным, кто активно и планомерно наращивает портфель кредитов мелким и средним предприятиям, в этой ситуации оказался государственный институт развития МСП Банк. Он был создан в 2007 году как стопроцентная «дочка» Внешэкономбанка и к настоящему времени успел выдать компаниям МСП через своих партнеров 74 млрд рублей. Об инвестиционной политике МСП Банка и о том, почему кредитование малого бизнеса в целом буксует и какие формы поддержки кроме кредитов необходимы МСП, «Эксперт» побеседовал с председателем правления МСП Банка Сергеем Крюковым.

Сергей Павлович, ваш банк ведет помесячную аналитику кредитования малого и среднего предпринимательства, и последние данные свидетельствуют, что динамика сектора МСП чуть-чуть притормаживает относительно общего корпоративного кредитования. Так ли это и в связи с чем это происходит?

— Давайте сразу определимся, что притормаживает, а что нет. Объем выданных нами кредитов за десять месяцев этого года уже вырос на 23 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

А весь рынок вырос только на 17 процентов.

— Максимум. Наш портфель не притормаживает, он продолжает развиваться. Может быть, не теми темпами, как раньше, — в лучшие годы у нас было и 35 процентов прироста, и 40 процентов, и даже больше, но в этом году так не получится. Тем не менее есть опережение. А вот рынок действительно притормаживает, и для этого имеется несколько причин. Внимание государства к сегменту МСП начинает ослабевать. Понимаете, малый бизнес — он как женщина. Женщина любит, когда ее хвалят, когда на нее обращают внимание, и сектор МСП должен быть для государства таким же — на него должны обращать внимание, по нему должны приниматься серьезные решения.

Серьезных решений по МСП было уже довольно много, вот, например, есть цель к 2020 году довести его вклад в ВВП с нынешних 20 процентов до 60.

— Да, но наш бизнес разделяет слова и реальность и на слова обращает внимание только когда за ними следуют реальные действия. Тем более что предприятия, с которыми мы работаем по программе «Финансирование инноваций и модернизации», — это самый сложный сегмент малого и среднего предпринимательства. Это те предприниматели, которые реально хотят получить долгосрочный ресурс для обновления производства, внедрения чего-то нового, они мыслят категориями трех-, пяти- или семилетней давности, а некоторые даже больше. Они предельно внимательны к сигналам, посылаемым государством. Вот возьмем свежий пример — выборы в Америке. Навскидку 75 процентов программы Барака Обамы посвящено тому, как себя будет чувствовать бизнес. Продление налоговых каникул, облегчение условий для домохозяйств…

А домохозяйства т