Страна соскучилась по настоящему

Тема недели
Дискуссия об индустриализации
«Эксперт» №48 (830) 3 декабря 2012
Редакционная статья

Статью «Мы ничего не производим» из прошлого номера нашего журнала только на сайте «Эксперта» прочитало более 35 тысяч человек. Число читателей бумажной версии оценить трудно, ясно лишь, что их существенно больше. И это не легкое развлекательное чтиво. В статье дан жесткий и трезвый анализ состояния российской индустрии и проводимой властями денежной политики, авторы приходят к выводу, что, если дела так пойдут и дальше, хозяйство страны может оказаться в доиндустриальной фазе. И этот весьма непростой текст собрал огромное количество читателей.

У нас принято считать, что современный массовый читатель не желает разбираться в сложных проблемах, у него якобы клиповое гламуризованное сознание. Поэтому для достижения рыночного успеха его надо кормить продукцией, образцы которой мы можем наблюдать в обилии, например, на основных телевизионных каналах. Такое презрительное представление о читателе (или зрителе) сродни доминирующему в медийном пространстве отношению к российской индустрии и, шире, к российскому бизнесу в целом. Все советское было никчемным, новое мы сами не создадим, одна надежда на иностранный капитал. Однако если бы те, кто делает ставку на массовую деградацию, были правы, мы бы не наблюдали сейчас огромного и массового интереса к дискуссиям о реформе образования, о денежно-кредитной или промышленной политике. Постепенно формируется внятный общественный запрос на новую повестку дня развития страны, переход от выживания к росту и модернизации. Жаркая дискуссия на организованном «Экспертом» форуме о новой индустриализации, отчет о которой мы публикуем в этом номере, при всем разбросе оценок подтвердила это ощущение.

И примеры вдохновляющей реанимации целых отраслей российской промышленности есть. В начале 2000-х, не сильно погрешив против истины, можно было констатировать клиническую смерть отечественной автомобильной промышленности. Однако прошло десять лет, и этот печальный вывод уже не актуален. Став одним из немногих объектов внятной и последовательной промышленной политики государства, автопром ожил — причем исключительно на частные деньги. С момента начала действия режима промышленной сборки в 2005 году в отрасль было вложено 7 млрд долларов, и еще порядка 5 млрд инвестиций запланированы на ближайшие три года. Создано несколько кластеров локализованной сборки иномарок. Сегодня их выпуск превышает миллион машин в год (более 40% рынка), и глубина локализации постепенно увеличивается. Даже АвтоВАЗ уже не выглядит безнадежным. Следующий шаг — переход от промсборки к собственному инжинирингу моделей. В этом смысле сохраненный научно-технический центр АвтоВАЗа — хороший задел на будущее.

Однако любой мало-мальски крупный проект в обрабатывающей промышленности на каждом шагу натыкается на отсутствие самых разнообразных вещей — от простейших станков и базовых материалов до утраченных компетенций в проектировании, в особенности в инжиниринге и промышленном строительстве. Упростившаяся и одичавшая за драматичные 1990-е и так толком не восстан