Неосвоенная территория

Русский бизнес
Логистический рынок
«Эксперт» №49 (831) 10 декабря 2012
У российских логистических компаний появился шанс увеличить свое присутствие на рынке. Связано это с их более гибкой ценовой политикой и c тем, что в условиях кризиса западные производители товаров стали экономить на логистических затратах
Неосвоенная территория

Нынешний декабрь, судя по всему, не принесет ожидаемого предпраздничного оживления не только розничному рынку, но и обслуживающим его логистическим операторам, которые говорят о двукратном снижении темпов роста логистического рынка по сравнению с прошлым годом. Связано это как с наметившимся снижением импорта товаров в Россию, так и с политикой западных производителей, массово сокращающих свои издержки на доставку. Впрочем, эта ситуация может сыграть на руку отечественным логистическим компаниям, которые в последние годы пытаются конкурировать с мультинациональными профессиональными логистами — у российских операторов появляется шанс предложить торгово-производственным компаниям адекватный по цене и качеству пакет логистических услуг. Тем более что в последнее время спрос на такие услуги активно растет и со стороны российских компаний. Перспективы же у этого рынка огромные: доля аутсорсинга логистики в России составляет пока только 25–30%, в то время как на Западе — 50–60%. А объем всего логистического рынка оценивается в 60 млрд долларов.

Потенциал роста российского логистического рынка можно оценить и по последнему рейтингу Всемирного банка, согласно которому по уровню логистического развития Россия занимает 95-е место среди 155 участников. (Рейтинг отражает работу таможенных органов, состояние инфраструктуры, качество логистического обслуживания, скорость и стоимость доставки, наличие задержек при транспортировке и возможность отслеживать грузы.)

Два логистических лагеря

Зарождение в России логистического рынка связано с приходом сюда западных компаний — производителей и ритейлеров, которые нуждались в профессиональных логистических услугах. Эти услуги им стали оказывать мультинациональные операторы. Передавая на аутсорсинг перемещение грузов, складские и таможенные операции, иностранные торгово-производственные компании автоматически получали привычное качество обслуживания и защиту от рисков, как и в развитых странах, и имели возможность сосредоточиться на своей основной деятельности, ограничившись небольшим штатом логистов для контроля за работой привлеченного оператора. Наиболее заинтересованы в профессиональной логистике крупные холдинги в таких отраслях, как автомобилестроение, фармацевтика, химическая и пищевая отрасль, рынок FMCG (товары повседневного спроса), DIY (товары для ремонта и строительства) и, конечно, оптовые и розничные торговые сети.

«На сегодня состав основных игроков на логистическом рынке сложился, и они практически те же самые, что и в Европе. Эти гиганты первыми пришли на российский рынок, активно его развивают и удерживают свою долю», — говорит и. о. коммерческого директора глобальной логистической компании Itella Logistics Яна Бураева. В числе таких компаний DHL, Schenker Logistics (принадлежит основному железнодорожному оператору Германии компании Deutsche Bahn), швейцарские Panalpina и Kühne+Nagel, французские DPD, FM Logistic и Gefco (ее до конца этого года намерены приобрести РЖД), датская Maersk, специалисты в