Страсти по асбесту

Наука и технологии / Минералы Развернувшаяся с конца 1970-х годов антиасбестовая кампания не только выкинула с мирового рынка вредные виды этого минерала, но и резко ограничила потребление его безопасного собрата — хризотила. Драма в том, что крупнейший производитель этого сырья — Россия

Широкомасштабная антиасбестовая кампания, развернутая в странах Запада, — образцовый пример умышленной технологической дискредитации целого класса «неугодных» промышленных продуктов при помощи искусного манипулирования общественным сознанием. Подобные кампании в последние годы проводились сразу против нескольких технологий. Можно вспомнить фреон, ГМО, тепловую энергетику, тефлоновую посуду. Во всех этих весьма схожих по сценарию случаях использовалась тактика тотальной дискредитации не только отдельных производителей или выпускаемой ими продукции, но и самих технологических основ ее производства или применяемых базовых материалов. А в случае с асбестом его противники пошли еще дальше — на прямой подлог.

Как известно, в природе существует два больших семейства асбестовых минералов, достаточно сильно отличающихся друг от друга по химическому составу, технологическим свойствам и степени воздействия на организм человека: серпентиниты и амфиболы. Но в коммерческом и бытовом использовании они формально объединяются под общим названием «асбест». С начала прошлого столетия различные виды асбеста активно использовались при изготовлении разнообразных промышленных товаров, включая изоляционные материалы, жаропрочные и стойкие к химическому воздействию панели, кровельные и черепичные покрытия, прокладки автомобильных тормозов и т. п.

Но уже к середине XX века ученые-медики пришли к выводу, что асбестовые волокна оказывают очень вредное воздействие на здоровье людей. Точнее, повышенная опасность исходит от асбестовых волокон семейства амфиболов — крокидолита (голубого асбеста), амозита (коричневого асбеста) и некоторых других. Под воздействием множества медицинских отчетов, четко продемонстрировавших повышенный риск развития ряда онкологических заболеваний при вдыхании амфиболовых волокон, и началась мировая антиасбестовая кампания. Но под горячую руку противников асбеста попал и главный представитель второго семейства этих минералов — хризотил (он же белый асбест). И, что немаловажно, именно на хризотил приходилось более 90% всего асбеста, который добывался и перерабатывался на протяжении всей промышленной истории ХХ века.

Несмотря на большое количество научных публикаций, убедительно свидетельствующих о безвредности хризотила для человека при условии соблюдения стандартных санитарно-технологических норм на производстве, и благодаря усилиям мощнейшего антиасбестового лобби в массовом общественном сознании на Западе устойчиво закрепился поистине демонический образ асбеста, причем без всякого различия между его видами и формами.

О том, к чему привела эта кампания, о ее вреде для российской экономики и о перспективах хризотилового производства мы беседуем с руководителем крупнейшего мирового производителя хризотила гендиректором «Оренбургских минералов» Андреем Гольмом.

Какое давление оказывается на производителей хризотила сейчас? В чем оно заключается?

— Есть ряд директив Всемирного банка, которые не рекомендуют выдавать ссуды компаниям, так или иначе связа

Кому это выгодно

Наиболее влиятельная антиасбестовая группа, прямо заинтересованная в полном уничтожении этой промышленной отрасли, сформировалась в США еще в 1970-е. Ее неформальными участниками стали многочисленные юридические фирмы, занимавшиеся судебными исками против различных промышленных компаний — добытчиков и переработчиков асбеста. В скором времени вся эта искусственно нагнетавшаяся судебная истерия вылилась в колоссальную финансовую аферу, поскольку подавляющее большинство новых компенсационных требований подавалось уже не реальными пострадавшими, а «виртуальными жертвами», не имевшими на самом деле практически никакого отношения к асбестовой индустрии.

Так, уже к началу XXI века количество исков о компенсации «вреда от асбеста» только в США перевалило за 700 тыс. (причем, согласно некоторым оценкам, совсем скоро можно ожидать, что их число достигнет 3 млн).

Еще одна очень мощная сила, активно участвующая в международной антиасбестовой кампании, — обширная армия лицензированных строительных подрядчиков, специализирующихся на удалении «ужасного» асбеста из зданий и сооружений. Этот сверхприбыльный бизнес особенно широкий размах приобрел опять-таки в США, а также в Великобритании. Благодаря поддержке властей ушлые стройподрядчики получили возможность заламывать астрономические цены за свое ремесло, заставляя многочисленных домовладельцев и руководителей различных организаций (школ, больниц, церквей) платить обязательную дань за свою работу по ликвидации асбестсодержащих материалов, которых зачастую не было и в помине в зданиях, подвергавшихся «экологической очистке». По оценкам экспертов, суммарные издержки по асбестоликвидационным мероприятиям только в США составили порядка 200 млрд долларов.        

С начала антиасбестовой кампании производство хризотила в мире сократилось почти вдвое, тогда как доля России на этом рынке выросла почти в полтора раза