Эра фриков в бизнесе

Книги
«Эксперт» №3 (835) 21 января 2013
Какие компании сумели быстро развиваться во время кризиса и как «гений коллектива» приводит к успеху в бизнесе
Эра фриков в бизнесе

Некоторые любят быстренько пролистать книгу, чтобы понять, стоит ли читать ее более внимательно. Но в данном случае прием может не сработать: девять из десяти листающих запросто придут к выводу, что тут описываются абсолютно сумасшедшие и нереализуемые предпринимательские идеи. Интернет-магазин, где сотрудники гордятся тем, что в их компании существует день бритья головы; оркестр, в котором нет дирижера, а музыканты духовой секции высказывают собственные идеи о структуре исполняемого произведения; аптека, взявшаяся за строительство таунхаусов; больница, отправляющая врачей стажироваться на Toyota…

Однако автор, опирающийся в своих рассуждениях о бизнесе, выстоявшем в кризис, на эти примеры, вполне заслуживает доверия — как эксперт по вопросам предпринимательства. Он написал нескольких книг по менеджменту, пишет статьи по итогам своих исследований в серьезные деловые журналы, да и сам главный редактор авторитетного в предпринимательских кругах Америки журнала Fast Company. Впрочем, этот журнал изначально был нацелен на ознакомление аудитории с оригинальными и инновационными бизнес-идеями. И, видимо, именно поэтому Уильям Тейлор сумел разглядеть в нестандартности подхода к организации бизнеса именно таких компаний ключ к успеху и обобщить свои наблюдения.

В книге рассматриваются и различные источники оригинальности в модели бизнеса, что делает ее полезным пособием для поиска уникальных предпринимательских решений. Но прежде всего хочется обратить внимание читателя на выводы, касающиеся характера лидерства. Тейлор критикует культивируемый современной деловой культурой образ харизматического лидера с яркой индивидуальностью, к тому же, как пишут некоторые эксперты, «непредсказуемого эгоиста» и «напряженного, как пружина, карьериста с имперскими амбициями». В последнее время считалось, что только такие лидеры, у которых «расписаны все дни недели, в том числе субботы и воскресенья», кто на собственном самолете может за сутки побывать в нескольких городах, могут перевернуть бизнес-среду. Однако Тейлор называет такой стиль лидерства гибельным, соглашаясь с коллегой, цитату из которого приводит: «У такого человека нет никакой возможности осознать в полной мере, что он делает». Как альтернативу автор «Радикально лучше» рассматривает руководителей, умеющих пользоваться «гением коллектива».

Понятие «гений коллектива» в системе приводящих к успеху факторов нестандартности — одно из ключевых. Автор считает важным для будущего предпринимательства появление новых моделей лидерства, достаточно скромных, чтобы меньше спрашивать с горстки топ-менеджеров, и достаточно амбициозных, чтобы собрать лучшие умы организации для обсуждения догадок, идей и выявления талантов. Суть этих новых моделей в том, что менеджеры, стремящиеся вовлечь в оборот скрытый инновационный и лидерский потенциал, заключенный в сотрудниках компании, сосредоточиваются на поиске оригинальных механизмов его раскрытия. Так, в некоей компании, разрабатывающей программное обеспечение, таким механизмом