Операция «Оскар»

Культура
Кино
«Эксперт» №9 (841) 4 марта 2013
Американская киноакадемия предпочла беллетристику реализму
Операция «Оскар»

Американская киноакадемия никогда не боялась неожиданных решений — достаточно вспомнить присуждение «Оскара» фильмам «Полуночный ковбой» (категория «Только для взрослых») и «Молчание ягнят» (первый хоррор, получивший золотую статуэтку). В этом году награды получили тоже далеко неоднозначные картины.

«Оскар» за лучший фильм традиционно присуждается не столько за технику исполнения, сколько за обращение к актуальным, отражающим дух времени и даже больным темам. В нынешнем году это рабство, память о котором до сих пор так или иначе разделяет черную и белую Америку, и военные действия на Ближнем Востоке.

В шорт-листе они представлены картинами «Линкольн» Стивена Спилберга (приз за лучшую актерскую игру Дэниелу Дей-Льюису) и «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино (приз за сценарий) и «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу и «Операция Арго» Бена Аффлека (приз за лучший фильм) соответственно.

«Линкольн» снят в нетипичной для Спилберга стилистике камерной кабинетной драмы, без спецэффектов, с упором на диалоги, речевые характеристики героев, дотошную «документальность». Однако не обошлось без досадных ошибок, причем в «документальной» части. Неточен финальный поименный список сенаторов, голосовавших «за» и «против» отмены рабства. Тема рабства, важнейшая часть истории США, в драматичном исполнении Спилберга вновь становится актуальной. А Тарантино, напротив, паразитирует на ней: политкорректный и зрелищный «Джанго», которого прочили в претенденты на гран-при, — кривое отражение «Линкольна». Впрочем, как и любое жанровое кино, основанное на реальных событиях.

С «Операцией Арго», взявшей главный приз, ровно та же история. В основе сценария фильма — реальная операция, в целом крайне неудачная, по спасению шести сотрудников американского посольства в Тегеране, охваченном исламской революцией. Однако после небольших изменений и выигрышной расстановки акцентов реальная драма превратилась в остросюжетную историю остроумного мошенничества: американцы были вывезены из страны по поддельным канадским документам как члены съемочной группы научно-фантастического фильма категории «Б».

«Цель номер один» Бигелоу, широко обсуждавшийся в прессе, тоже об американской победе — операции по уничтожению бен Ладена. Фильм снят с предельным реализмом — Бигелоу не стесняется подробно описывать пытки, применявшиеся американскими спецслужбами. Такая практика до сих пор не получила однозначной как юридической, так и гуманистической оценки. А присуждение главного приза фильму Аффлека, трактующего историю как комикс, наводит на мысль о том, что заниматься этим никто не хочет.

Прочие же результаты «Оскара» оказались предсказуемыми, не считая награды за лучшую женскую роль Дженнифер Луоренс в фильме «Мой парень — псих».

Приз за лучший иностранный фильм достался Михаэлю Ханеке. И не случайно: герои его «Любви» — ровесники основной массы посетителей американских артхаусных кинотеатров. Приз Тарантино за сценарий дан скорее за блестящие диалоги. Явно утешительный (для Спилберга) приз Дэниелу