«Экономистам мы преподаем вопросы этики»

Общество
Образование
«Эксперт» №13 (845) 1 апреля 2013
Изучение социальных и даже естественно-научных дисциплин позволяет студентам-экономистам научиться самому важному в профессии — работать с контекстом. Без понимания контекста невозможно адекватно интерпретировать результаты модельных расчетов и теоретических изысканий, считает президент Университета Люнебурга Саша Споун
«Экономистам мы преподаем вопросы этики»

Современная Германия сделана в университетских кампусах 1970-х годов» — несмотря на некоторый радикализм, это утверждение имеет серьезный фундамент. Не только Германия, но и значительная часть современного западного мира была сформирована в ходе социально-политических дискуссий, кипевших в студенческих городках в 70-е годы прошлого века. Вице-канцлер ФРГ и министр иностранных дел Йошка Фишер, президент США Билл Клинтон, его супруга и госсекретарь Хиллари Клинтон и многие другие представители европейской и американской элиты вышли из политизированных университетских кампусов.

Предположим, что система формирования будущей элиты определенным образом изменяется каждые 30–40 лет (в 1930-е годы европейская элита выходила из военных школ, в 1890-е — из закрытых дворянских интернатов). Тогда сегодня должны уже вовсю работать университеты нового типа, воспитывающие элиту, которая достигнет расцвета своей карьеры через 10–20 лет и будет управлять западным миром еще пару десятилетий.

На наш взгляд, одной из моделей такого университета является немецкий Люнебург. Здесь готовят элиту, способную смотреть на мир более глубоко и современно — первой разглядеть только складывающиеся правила игры, а может, помочь им сформироваться с выгодой для себя, ведь это главное, что отличает любую новую элиту от остальных. Именно в Люнебурге впервые в послевоенной Германии решили кардинально изменить традицию подготовки экономистов. Вместо обучения простым механистическим решениям стандартных проблем была сознательно сделана ставка на накачивание студентов самыми разными дополнительными предметами, от основ работы экосистем до этики.

На первый взгляд такое образование кажется неоправданно дорогой тратой ресурсов, допустимой только в платном частном вузе, потакающем прихотям студентов. Однако руководство Университета Люнебурга убеждено: холистическое образование, дающее цельный взгляд на мир, технократические знания, моральные концепции, представление о взаимосвязях между технической культурой, естественными науками и гуманитарной интеллектуальной средой, не только не более дорогое, но и позволяет производить для общества гораздо более ценных членов. Без оглядки на мнение компаний, заказывающих у вузов очередную тысячу безликих «менеджеров по продажам».

Университет Люнебурга, как и любой государственный немецкий вуз, предоставляет практически бесплатное образование любому абитуриенту, прошедшему конкурс, будь то гражданин страны или иностранец. Поэтому создание на его базе элитарного учебного заведения, воспитывающего экономистов так же, как двести лет назад воспитывали ученых-энциклопедистов, конечно, серьезный вызов бизнес-школам, натаскивающим студентов на поточное решение задач от кейса к кейсу. И главное здесь, наверное, даже не отвага в преподавании экономистам этики и экологии без боязни скатиться в профанацию, а сочетание элитарности педагогического подхода с эгалитарностью доступа. О том, как работает такое обучение и почему экон

Экономическая наука во многом герменевтический предмет. Результаты, полученные в ходе эмпирических или теоретических исследований, нуждаются в интерпретации. Эта интерпретация в зависимости от контекста может быть очень разной. Одна в России, другая — в Германии. Или одна — в сегодняшней России и другая — в России спустя десять лет. Именно поэтому любое обучение экономике должно быть вписано в более широкий контекст

Наша цель как университета, получающего государственное финансирование, не превращение в поставщика работников для компаний, а воспитание самостоятельных, ответственных граждан