Рост по затухающей

Спецвыпуск
Российский аудит
«Эксперт» №13 (845) 1 апреля 2013
Очередной ренкинг аудиторско-консалтинговых групп показал, что темпы роста этого рынка затухают. Прежние стимулы исчерпали себя, а новые — в основном связанные с изменениями в законодательстве и нормативных актах — вступят в силу лишь через два-три года

За последние пять лет рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России увеличился почти вдвое: по итогам 2012 года суммарная выручка участников ренкинга достигла 79 млрд рублей (против 40–43 млрд в 2008-м). До кризиса для двукратного роста рынку ведущих аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) было достаточно и двух лет. Очевидно, что сегодня этот рынок теряет темпы: если по итогам прошлого ренкинга (см. «Эксперт» № 12 за 2012 год) объем аудиторско-консалтинговых услуг вырос на 14%, то в 2012 году — на 11%.

Тем не менее о застое говорить рано. Вопреки изменениям законодательства, осложнившим работу аудиторов, рынок продолжал развиваться. Основными заказчиками стали крупный бизнес, госсектор и финансовый сегмент — почти все они подпадают под определение общественно значимых субъектов хозяйственной деятельности (ОЗСХД), и, согласно законодательству, аудит для них обязателен. Впрочем, число заказчиков достаточно стабильно, поэтому рассчитывать на то, что именно они станут новым локомотивом развития АКГ, не стоит. 

Аттестат аудиторскойзрелости

Первой особенностью развития аудиторско-консалтингового рынка в 2012 году стало то, что из потенциальной рецессии его вытянул сегмент аудиторских проверок (в 2011 году драйвером выступал консалтинг). По сопоставимым данным, за последний год выручка от собственно аудита увеличилась на 12% против 6% годом ранее, причем рост происходил по всем его видам. Так, доход от общего аудита вырос на 11,9%, банковского аудита — на 8,9%, аудита инвестиционных институтов — на 6%, аудита страховых компаний — на внушительные 16,5% (см. график 1). Всего за 2012 год на аудиторских проверках участники ренкинга заработали 31,9 млрд рублей, или 40,3% общей выручки. При этом (без учета данных PwC, КПМГ и BDO) 18,5 млрд рублей пришлось на общий аудит (обязательный и инициативный), 450,7 млн — на банковский, 341,5 млн — на инвестиционный, 204,9 млн — на аудит страховых организаций (см. график 2).

Традиционно высокие доходы от аудиторских проверок обеспечивает крупный платежеспособный бизнес. Дополнительным стимулом аудита финансового сектора стало увеличение количества проверок — к годовым подтверждениям в связи с изменением в нормативных актах в 2012 году добавились поквартальные.

Плавно продолжает расти спрос на аудит по международным стандартам. Из общей выручки от услуг по МСФО на аудит приходится 43%, или почти 2 млрд рублей (см. график 3). «По закону о консолидированной отчетности любая компания, единожды зарегистрировавшая свой проспект эмиссии, обязана составлять консолидированную отчетность по МСФО. Это создает перспективы аудита такой отчетности для организаций, ранее ею не занимавшихся. Например, закон не освобождает от подготовки отчетности субхолдинги крупных компаний», — уточняет Владислав Погуляев, старший партнер и руководитель аудиторского направления BDO в России.

Другая особенность развития рынка в 2012 году — рост количества проводивших аудит «эксклюзивных» специалистов. Большую часть выручки, за исключением инициативног

Методика ренкинга «Российский аудит»

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составляет список ведущих аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) по итогам каждого года. В ренкинге «Российский аудит» может принять участие любая аудиторская фирма или аудиторско-консалтинговая группа, зарегистрированная на территории РФ и являющаяся членом аудиторского СРО.

Предоставляя для участия консолидированную информацию, АКГ должна отвечать одному из требований: 1) материнская (лидирующая) компания группы обладает не менее 20% контроля в уставном капитале дочерних компаний; 2) участники группы должны работать под единым брендом (торговой маркой) и позиционироваться на рынке как группа, совместно принимать участие в тендерах и выполнении договоров, упоминать о принадлежности к группе в официальных документах и на корпоративном интернет-сайте, а также в СМИ при маркетинговых и рекламных акциях.

Для участия нужно заполнить анкету и отправить в адрес «Эксперт РА» бланк подтверждения, заверенный подписью руководителя и печатью фирмы. Для подтверждения сведений о выручке необходимо предоставить копию финансовой отчетности за требуемый период.

Критерием ранжирования участников в списке является показатель суммарной выручки АКГ от предоставления аудиторских и консалтинговых услуг.

Более подробную информацию об условиях участия в ренкинге «Российский аудит» можно получить на сайте рейтингового агентства «Эксперт РА» http://www.raexpert.ru.